Тем не менее, вот эта неделя получилась просто феерической, я получил впечатлений и узнал намного больше о городе, чем за все предыдущее время. Сделал кучу открытий, интересных находок и привез кучу отличных местных сувениров.
И еще больше я определил для себя планов на будущее - куда сходить во Владимире и чего еще поделать.
Даже не знаю, поста не хватит явно.
Познавательный прорыв конечно же произошел благодаря наконец освоенному методу повышения качества жизни, суть которого в том что нужно интересоваться всем по-максимуму, изучать всю сопутствующую информацию, общаться со всеми, использовать все возможности.
В этом случае возникает своеобразная цепная реакция, системный эффект, при котором вдруг начинаешь массово находить удовольствия в жизни, которые раньше проходили мимо тебя.
Раньше я как-то перемещался по Владимиру и мне даже в голову не приходило зайти в некоторые, оказывается очень для меня интересные места. Или даже я вообще не знал о них, потому что ничего про Владимир не читал (типа я и так все знаю, ведь местный же?), ни с кем из краеведов не общался по этому поводу, даже вывески не читал. И владимирские знакомые все как один ноют, что во Владимире некуда пойти и негде погулять, а все их идеи заканчиваются на паре ресторанов и боулинге, то есть далеко не каждый местный сможет показать что-то небанальное.
Что интересно, изучение трэвелблогов в ЖЖ тоже не сильно меня вдохновляет в этом плане. Возможно я кого-то из суперблогеров-путешественников упустил, не знаю, но я не нашел ни одного по-настоящему интересного, познавательного, вдохновляющего и информативного отчета о Владимире.
Все фотографируют примерно одно и то же, и выкладывают открыточные серии типа - "вот Золотые Ворота", а вот "Успенский собор". "Между прочим 12-ый век!" - добавляют самые продвинутые.
И это все?
А внутри что там? А что вы знаете об истории этого места, о его устройстве?
А какие местные вкусняшки вы пробовали? А с людьми какими общались? А мастеров-рукодельников местных видели? Нет? Да что вы вообще там видели и зачем туда ездили? Что нового узнали?
Нет почти ничего этого. Обычно в ЖЖ представлены фотографы с околонулевым пониманием того что снимают, истории места и нулевой подачей интересных фактов. Хорошо еще хоть название города не переврут, а то вон, Доля называл город Суздаль, который мужского рода - "Суздалью". Впрочем, это еще мелочь, не все это знают, но у Доли есть перлы и покруче. Золотые Ворота он назвал "храмом", а Козлов вал - "большой насыпью, с которой открывается вид на площадь".
Нормально, да?
Крутейшие памятники древнерусской фортификации для него - "храм с большой насыпью" (с которой удобно фоткать?).
С тем же успехом московский Кремль можно назвать "кирпичными стенами".
..Вышел я на Красную площадь, а там - большая кирпичная стена. И какая-то хрень со странной крышей в виде пупырчатых луковиц.
Я таких фотоблогеров называю "говноездами". Не в том смысле что ездят по говнам, а в том что их посты о поездках унылы и тупы до омерзения, обычно представляют из себя серию фоток с малоинформативными или нелепыми комментариями. А иногда вообще без комментов, мыслительный процесс у говноездов ограничивается выбором кадра и выкладыванием фотки. Типа - смотрите че я сфоткал! И все такие зырят и лайкают. Не, ну кому и кобыла невеста.
Но я вот лично не понимаю - все то же самое, и даже больше и красивше, можно увидеть просто поискав в Яндексе картинки.
Самый лучший блогерский отчет о Владимире который я видел - это вот этот.
shadrapa хотя бы не поленился внутрь зайти, какие-то ракурсы необычные найти. Хотя все равно - тоже мало что увидел и понял. Вот он, например, пишет
:
Сувениры, как везде, китайщина - матрьйошка, бяляляйка.
Раскрыл тему с сувенирами, называется.
Во Владимире на самом деле куча местных мастеров, самодельщиков и сувенирных лавок - там просто глаза разбегаются чего только не делают. От кожевенных изделий до художественной ковки. Какая еще китайщина??? Это целая большая тема - местные поделки. Только про это можно написать/нафоткать целую "поэму". И весь дом завалить ништяками, а знакомых - гостинцами. Я еще даже практически не брался за это, просто руки не доходили.
Вот только маленький пример - давеча купил у владимирского мастера кожаную сумку хэндмэйд, для фотика и всякой мелочи. 2000 руб всего.
А отличный кожаный портфель у него стоит 5 000 руб.
Или вот Шадрапа зашел в Успенский собор, сфоткал кое-как иконостас зачем-то.
Там правда как бы нельзя фотографировать, но на самом деле никто не следит (как обычно делают ебнутые музейные бабки в Москве). Потихоньку можно.
Но что там самое интересное/ценное на самом деле, в Успенском соборе? Фрески Андрея Рублева, лучшего русского художника 15 века.
А чем вот эта, самая сохранившаяся, изображающая сцену Страшного Суда, особо интересна? Тем, что по ней видно, как Рублев стал рисовать персонажей со славянскими круглыми лицами (до него все рисовали канонически носатых греков с вытянутыми фейсами). Рублев ведь был одним из основоположников русской живописи.
Вот для сравнения там же фреска его учителя, писавшего в "греческой" манере:
Ну а иконостас, что иконостас. Ну да, забавно видеть в древнерусском храме типично-европейский барочный интерьер:
Это Екатерина Вторая отожгла. Немка же.
Или взять один из самых интересных закоулков в центре Владимира - у старой аптеки.
Шадрапа ограничился выкладыванием фотки. Доля тоже. И все, пошли дальше.
И что это? Просто какая-то 100500-ая церковь? Какие-то дореволюционные домишки?
А я так скажу - вот только там можно интересно целый день провести, да, вот на этом пятачке.
Объясняю.
Во-первых, вот то здание с чудным круглым входом - первая аптека в городе, 1805 года.
Там внутри наверняка интересно побродить, посмотреть планировку, может отыскать какие-то старинные детали, но мы не застали время их работы, все было закрыто на праздниках.
Во-вторых, дальше виднеется Георгиевская церковь,
мы в нее зашли и там разговорились с местным батюшкой (?) в цивильной одежде.
Точнее, он увидел что мы стоим на пороге и потихоньку фотографируем обстановку и потащил нас внутрь с призывами - вот что надо фоткать и вот что! Он оказался фанатом истории, исторической реконструкции и вообще кладезем всяческих сведений по архитектуре, истории религии, фрескам и прочим вещам. Походу он провел там нам целую экскурсию:
Начал он интересно. Сразу предположил: "Вы из Москвы ведь? Сюда только москвичи доходят, местным ничего не надо.
Так вот вы думаете откуда Москва началась? Вот отсюда! - и гордо потопал ногой по полу.
Потому что вот здесь стоял терем Юрия Долгорукого, основателя Москвы, а также белокаменный храм его дружины. Потом храм сгорел и построили вот эту церковь в честь Георгия Победоносца. Это который убивает змея на гербе Москвы.
А знаете почему он его убивает? Девушку спасает! Но девушка на герб уже не поместилась. Т.е. полный сюжет выглядит так:
Поэтому Георгий Победносец почитается влюбленными.
Также он показал что вот тут лежат мощи родного брата Александра Невского, Федора Ярославича:
Это князь умер в возрасте 19 лет, но почему-то был канонизирован, - это я не успел уловить.
А еще мы с этим товарищем немного поспорили по поводу его заявления что доспехи русского дружинника весили больше, чем доспехи тевтонского рыцаря (батюшка уверял что около 30 кг). Еще он рассказывал что у них есть клуб средневековой реконструкции для подростков, где они изучают все эти тонкости.
Рассказал что в Успенском соборе вторая икона слева написана с Екатерины Великой.
Что Георгий Победоносец был римским гражданином и поэтому его казнили отсеканием головы - это почетная смерть. Короче, из него всякие сведения сыпались как из рога изобилия. Приглашал нас на чай продолжить беседу, когда нагуляемся. Я был в полном восторге.
В Москве при попытках фотографирования в церкви служки чаще всего кидаются как бешеные собаки с воплями "здесь нельзя фотографировать!!! только с благословления"! А тут - фотографируй не хочу, да еще и всё рассказывают, показывают и на чай приглашают! Жаль что мы туда пришли в самом начале похождений по Владимиру и хотелось еще выкроить время на многое другое. Но с другой стороны меня эта встреча сразу настроила на позитив - как же все таки классно во Владимире. Какие классные люди. И потом все это много-много раз подтвердилось.
Далее. Сбоку от церкви есть вообще волшебное место - настоящая кузница, в которой устраивают экскурсии и учат ковать гвозди, а потом поят чаем из самовара.
Главный в кузне - здоровый пушистый рыжий кот:
Он там ходит туда-сюда, потом нагло запрыгивает на колени к понравившемся гостю и укладывается на массаж.
Я ему понравился.
А еще хозяин там - потомственный кузнец Бородин. Маленький мужичок, очень радушный и веселый. Видно что обожает и кузнечную работу, и общение с людьми. Сначала он рассказывает про инструменты, про всякие кузнечные приметы и тонкости. Потом быстренько показывает как куется гвоздь.
А потом приглашает отковать гвоздь желающих из публики! Это называется мастер-класс, стоит 200 руб кажется. Я конечно не смог отказаться:
У меня очень хорошо получилось, и кузнец даже предположил что я не первый раз это делаю. Я точно никогда кузнецом не работал, но потом уже вспомнил, откуда я могу это уметь. У нас ведь в школе были "труды"!
И мы долго учились ставить заклепки. А там ведь по сути то же самое - нужно из торчащего стержня сформировать ударами молотка круглую шляпку. Разница только в том что заклепка не разогревается для мягкости как железо, а изначально сделана из мягкого пластичного металла (вроде у нас были алюминиевые).
Во как! Помнят руки-то! 30 лет уж прошло!
А потом девушка-кассир притащила с улицы вскипевший самовар и мы атмосфэрно там попили чаю:
Заодно она порекомендовала зайти за кузницу - говорит, вид там хороший.
Вид был не то что хороший..а просто непередаваемый. Маст си, однозначно:
Вот бы там панорамку заделать, да со штатива и хорошей зеркалкой..
Это еще не все!
Рядом есть группа зданий, которая занята Центром народного художественного творчества. Мы походили в одном из зданий. Там была выставка всяких поделок, сувенирная лавка и опять котэ и не было ни одного человека кроме нас:
Такая уютная старинная анфилада:
Вот эта комнатка с камином была такая славная. что я захотел немедленно поменяться телами с котом и остаться там жить:
Вот такая китайщина.
Ну что, продолжаем похождения по Владимиру. В музее "Старый Владимир", что в смотровой башне на Козловом валу я нашел смешную вырезку из газеты происшествий:
Скользкий тротуар на спуске близ почты у Козлова вала? Так вот же он:
Ну что сказать. Лед опять налицо! Даже через сто с лишним лет. И при аномально теплой зиме.
Надо заметить что зимой Владимир - это город ледяных дорожек. Более-менее чистят только центр. Что неприятно.
С другой стороны - никакого засилья чуркобесов, как в Москве. Ни среди дворников, ни тем более среди официантов.
Что как раз наоборот, очень хорошо. Огромный плюс, за который я лично готов ходить по льду сколько угодно. Ты всегда можешь поболтать, что-то узнать у приятного своего, русского человека.
А вот еще цитата из музея о владимирцах позапрошлого века:
Истинно говорю - все так и осталось. И люди действительно проще, откровеннее, ленивее.
В другом музее служительница запустила в отделе старинных игрушек каких-то странно дергающихся самодвижущихся кукол, я спросил: "А дети не пугаются?" Та меланхолично так отвечает: "Да, маленькие пугаются".
А в Троицкой церкви (которая превращена в музей хрусталя) я узнал от обычной смотрительницы, что оказывается устройство русских храмов в корне поменялось после церковной реформы Никона в середине 17-ого века - в них перестали делать хОры. Это такой специальный балкон, куда ведет обычно лестница сбоку от входа, с этого балкона раньше пел церковный хор. Таким образом можно мгновенно отличить скажем церковь до 1650 года и ранее от таковой более поздней. В поздних церквях хор поет просто из бокового помещения.
С одним исключением - старообрядческие храмы строились до самой революции с хорами. Я думал старообрядцы там где-то в тайге или Уругвае - а они вон как, такие махины вполне официально сооружали прямо в центре города. Еретики проклятые.
Вот такая старообрядческая церковь как раз стоит рядом с Золотыми воротами, и вот эта фотка сделана с ее хОров:
Снаружи эта церковь выглядит так:
Это разновидность русского модерна начала века, стиль а ля рюс.
Кстати, понять что эта церковь точно старообрядческая можно так: внутри нет колонн и есть хОры. Дело в том что старые, дореформенные храмы всегда имеют внутри несущие колонны. Раньше по-другому строить не умели (если мы не рассматриваем готические, там совсем другой коленкор). Если колонн нет - значит это относительно новая церковь. А если есть хОры - значит она старообрядческая.
Кстати, во Владимире есть еще и действующий католический псевдоготический храм:
У него внутри нет колонн, потому что снаружи его держат контрфорсы - вот эти ступенчатые как бы ребра жесткости.
Благодаря этому в католическом храме намного приятнее находиться - пространства, света больше.
Сравниваем с тем же Успенским собором выше, там вечная полутьма. Все загромождено колоннами. И так практически в любом православном храме. Как то душно и противно даже.
Католики с расположением хора тоже не парятся - где прихожане, там и подпевалы. И скамейки. Все для человека.
Мы удачно попали на рождественскую мессу, зацените акустику:
Я прям порадовался за владимирских католиков. Поп кстати русский. В качестве прихожан там был негр, еще какие-то иностранцы.
В целом сравнение храмов получается такое, на мой взгляд: православные снаружи выглядят намного гармоничнее, величественнее и приятнее глазу, чем католические - но внутри в них намного хуже. Потому что византийская архитектура предполагала прятать силовые элементы внутри, а готическая - устраивала их снаружи. Т.е. были как бы противоположные подходы. Сейчас конечно уже давно делают приятно и снаружи и внутри независимо от вероисповедания, технологии позволяют.
Это все лишь малая часть от моих новогодних впечатлений от Владимира. На сегодня уже устал выкладывать.
Хочу снова туда и наподольше.
АПД1.
Должен признать что я несколько несправедливо обрушился в каких-то моментах на shadrapa и он в комментах привел важные поправки
АПД 2 еще ценные поправки от sergeyurich выношу из комментов:
Храмы с хорами строились и позже. Например, всем известный Богоявленсаий собор в Елохове, долгое время являвшийся кафедральным, был построен в 1830-1840 гг. в стиле ампир.
А вообще, наличие хоров свидетельствует прежде всего о важности церкви, ее близости к княжеской или царской власти, а также епархии, а не о времени ее постройки, или о принадлежности к никонианству или старообрядчеству. Тем более, большинство старообрядческих церквей строились деревянными в скитах и никаких хоров не имели.
Journal information