Итак, два элитных летчика, майор Джереми Гордон и капитан Джошуа Уилсон, отказались летать на F-22, считающемся лучшим на сегодня истребителе США. Причина в том что они, как и другие пилоты, при полетах испытывали кислородное голодание, полуобморочные состояния и даже хуже. Они считают, что мало того что летать на таком самолете небезопасно, но еще и просто вредно для здоровья.
Надо заметить, что передача эта записывалась специально в присутствии конгрессмена и формально считается встречей с конгрессменом - поскольку иначе военные летчики нарушали бы закон о нераспространении слухов, порочащих армию.
Повторю важный момент - это именно боевые элитные летчики, прошедшие большой конкурс чтобы летать на F-22. И они не какие-то трусы - оба успешно воевали в Ираке. Гордон награжден высшей наградой ВВС США за героизм ("Летающий Крест"). Оба имеют превосходные характеристики. И вот что они рассказывают:
Джош: Как-то в обычном тренировочном полете на F-22 я вдруг почувствовал что теряю контроль. Несколько раз приходилось сильно напрягаться, концентрироваться, чтобы выполнить простейшие действия. В таких случаях нам предписано дергать кольцо аварийной кислородной системы и возвращаться на базу. Я попытался это сделать, но не смог даже найти это кольцо. Прикиньте? Я просто забыл где оно вообще. При том что оно было где и должно быть.
Все это были типичные симптомы кислородного голодания (гипоксии).
На тренировках пилоты в таком состоянии не могут даже распознать игральную карту.
Джереми: Эта штука очень коварно наступает, незаметно. Некоторые пилоты взлетают, выполняют задание, успешно садятся и не могут осознать что что-то пошло не так. У нас был случай на Аляске - пилот на рулежке ударил самолет о дерево и даже не заметил этого.
Но это еще полбеды. Проблемы со здоровьем подстерегают пилотов Раптора и на земле даже через несколько дней после полетов.
Джереми: у нас, среди пилотов F-22, появился термин - "рапторокашлянье". Если вы зайдете в зал где много пилотов Раптора - вы заметите что почти все постоянно кашляют. Хуже того - когда мы ложимся спать после полета, начинается головокружение.
Пилоты Раптора из-за этих приступов головокружения покупают дополнительное страхование жизни, зная что в любой момент могут разбиться. Джереми: Это лишь вопрос времени
После серии подобных инцидентов командование ВВС приняло решение в мае 2011-ого года прекратить полеты Раптора и провести расследование.
Джош: на сегодня есть две теории по поводу этих проблем. С одной стороны - вроде как пилоты недополучают кислород.
С другой - есть подозрение на отравление какими-то загрязнителями, попадающими в кислородную систему.
Проведенное расследование ничего не дало. Никаких проблем не было найдено и в сентябре 2011 полеты продолжились.
Но ВВС все-таки предприняли две вещи:
во-первых - пилотам надели электронные браслеты, которые измеряют пульс и выдают предупреждение о кислородном голодании. Пилот смотрит на браслет, и если видит предупреждение - прекращает полет.
второе - в маски вставили угольный фильтр, чтобы собрать возможный загрязнитель.
И не успели начать летать, в течение первого же месяца произошел очередной инцидент с гипоксией.
Это произошло в октябре с Гордоном и его напарником, который летал на том же самолете.
Этот самолет тщательно обследовали и опять ничего не нашли. Тогда командование предложило налетать пилотам на этом самолете побольше, чтобы собрать больше данных.
По этому поводу один из пилотов сказал:
"Я чувствую, что мы самая дорогостоящая в истории группа лабораторных обезьянок"
Джош: ну да, они нам так и сказали - мы теперь сборщики данных. Наша работа теперь - летать и накапливать данные
Количество инцидентов все росло и на сегодня, за прошедшие семь месяцев с момента возобновления полетов - их было уже 11.
Джереми: Это очень большая частота. Это беспрецедентно, чтобы так часто возникали физиологические нарушения.
Недавно ВВС собирали брифинг и заявили что причина гипоксии так и остается загадкой. Они подключали и НАСА, и военных водолазов для ее решения - все бесполезно. Так что ВВС решили продолжать летать на Рапторе. Запрет полетов не планируется, несмотря на недовольство летчиков.
Командование говорит, что полеты на самолетах вообще рискованные. Типа - "все это естественный риск и вы не должны избегать его, на то вы и летчики".
Джереми: Я понимаю что да, есть такой естественный риск. Такой же как при управлении автомобилем, риск механической аварии. Я готов так рисковать, и готов иметь дело с риском вражеского противодействия. Но когда мне к лицу пристегнута какая-то хрень, которую я не могу контролировать и я не знаю что там через нее может пойти - увольте.
Как будто мало было проблем - оказалось что добавленные фильтры выделяют угольную пыль в легкие пилотов, отчего те отхаркивают углем. В итоге доктора подняли бучу и недавно эти фильтры все-таки удалили.
Итак, тем кто отказывается летать, грозят увольнением.
На сегодня Джереми не летает, поскольку имеет медицинское заключение, а Джош получил выговор и урезание зарплаты. И похоже назревает увольнение. Подход такой - "если ты так беспокоишься о безопасности полетов - тебе у нас нечего делать".
Джош: Они уже запрещали полеты год назад. И возобновили их, ничего не исправив. Я думаю мы должны снова провести оценку этого решения, в первую очередь. И большинство пилотов Раптора согласны с нами, но они не станут это говорить публично.
----------------------------------------
Вот така вундервафля приключилась.
У меня походу появилась гипотеза (если правда, что похожие проблемы возникают и с F-35, тоже сделанным по стелс-технологиям), что дело в стелс-покрытии. Это специальная такая мастика, которая хорошо поглощает радиоволны, благодаря чему Раптор малозаметен для радара. Ее может смыть даже дождь и ее приходится часто восстанавливать. Не здесь ли собака порылась? Если тут - тогда понятно почему причину никак не найдут. Ведь если ее "найти", то придется отказаться от этого покрытия, а тогда смысл самолетика резко теряется. Будет страшный скандал.
Впрочем это все фантазии, так чисто по приколу.
Journal information