Gosh100 (gosh100) wrote,
Gosh100
gosh100

Итак, про экскурсию в полк спецназа ВДВ.

Здесь как бы вступление получилось. А теперь сам отчет:

Но сначала мне придется дать неизбежную вводную про себя, чтобы было ясно какими глазами я на все это смотрел. 

Если коротко, я армию терпеть не могу. Я даже не выдержал обучения на военной кафедре – смылся через полгода, рассчитывая в будущем как-нибудь откосить и от срочной, что и получилось благодаря поступлению в аспирантуру. Просто не перевариваю военных. Но при этом ни разу не пацифист и обожаю  бокс, оружие, военную историю и все что с армией связано. Такой вот парадокс. А вообще я все детство провел в военном городке, облазил нашу военную часть вдоль и поперек еще в советское время. Так что условия службы в советской армии знаю очень хорошо (т.е., считай до начала 2000-х, ведь в 90-х ничего к лучшему в армии точно не менялось).

Кроме того нас еще тогда десятикласниками водили на экскурсии, пытались разрекламировать службу в армии. Получалось у военных скорее наоборот.

И вот давеча у меня образовался такой дежавюшный экскурсионный день, двадцать лет спустя.  Ну что ж, есть что сравнить и вообще интересно посмотреть как все у них ТЕПЕРЬ обстоит.

Полк, в который нас пригласили, это не показушная часть, ранее ее никогда не тревожила нога ни журналиста, ни блогера. Так что непуганые военные реагировали на толпу с камерами по-разному. Некоторые доверчиво все рассказывали и показывали, некоторые стеснялись. Иные даже притворялись на всякий случай мебелью.

Опыт общения с журналистами был видимо только у нашего гида, гвардии полковника Александра Чередника из пресс-службы МО.   И он неустанно пересказывал приколы типа «стрелок осциллографа», которые регулярно выдают газетные писаки. Согласен, трудно любить такую журналистику. Но мы-то - блогеры, не хрен в стакане!

Честно говоря, вот только одного нашего товарища полковника было б уже достаточно для полноценного и насыщенного дня, даже если б с ним просто поболтать, не выходя из ленинской комнаты. Он поездил по миру, повоевал и напичкан от ботинок до пилотки кучей всяких историй, спецназовских приколов и выдает их беспрерывно тоннами, хоть записывай на диктофон. Стиль общения у него на 90% был совершенно свойский, никакого официоза. Да и не только у него.  Многие офицеры часто шутили и с нами, и с солдатами, интересно отвечали на вопросы. Я перед пресс-туром боялся, что придется общаться в основном  с дубовыми солдафонами-спецназовцами, которые отбили себе остатки мозгов разбиванием кирпичей об голову. Тут и произошло крушение стереотипа. Спецназовцы за редкими исключениями оказались веселыми и продвинутыми перцами.

Тут же другой развеялся параллельный штамп – спецназовцы оказывается вовсе не двухметровые амбалы с бычьими шеями и пудовыми кулаками. Думаю, что не сильно совру, если скажу что наша группа блогеров в среднем помощнее выглядела, чем группа спецназа ВДВ. Более того, за все время пребывания в части я из сотен военных там не увидел ни одного амбала. То есть абсолютно ни одного. Они там обычно все невысокие и жилистые. Как мне пояснили знающие люди – в спецназе очень важна выносливость, ловкость.  Качки просто пролетают. Да в общем, и откуда их взять, амбалов-то? Кто у нас в армию идет?! Найдут на медкомиссии хотя бы просто здоровых и тем рады - пояснил наш гид-полковник.    

Впрочем, что слоникам в спецназе делать нечего, было наглядно продемонстрировано на полосе препятствий. У них там есть такая кроличья норка из покрышек, через которую даже негабаритный парень с большим трудом проползает. Довольно забавно, кстати, это выглядит.  Там длина метров 5 от силы, но десантники туда залезают так надолго и так сучат ботинками, что кажется, что они там непотребствами занимаются. Вылезают же с такими выражениями лица, будто эти непотребства обломились.

А сама полоса препятствий это однозначно жесть. То, что обычно в армии ей называется, по сравнению со спецназовской,  это детская площадка. В пехоте это обычно дурацкий лабиринт из турникетов, забор, окоп, эстакадка, все это длиной метров  50 и проходится легко и быстро даже подростками (это я на личном опыте).

 Не подозревал, что полоса препятствий может быть длиной больше километра и полное прохождение ее может занимать полтора часа. При том, что вот только того небольшого участка, прохождение которого нам показали, хватило бы  даже спортивному человеку уработаться как папа Карло, и больше уже ничего не хотеть преодолевать.

Внешне, правда,  процесс  смотрится не особо эффектно и динамично, но спецназу это пофигу. Я попробовал пробежать по качающемуся бревну, самому простому препятствию по виду:  получилось только с третьей попытки. А если б я был в боевой выкладке, да после мучительного лазания по кроличьим норкам и всяким высотным рукоходам – даже не знаю. А еще ведь все это сопровождается неожиданными оглушительными взрывами, стрельбой из пулемета ( у меня чуть камера из рук не выпадала). Солдаты-«подрывники» специально подгадывали для взрыва наиболее западлянские моменты в прохождении, чтобы сбить темп десантникам.  При этом у них были такие злорадные физиономии, как у мультяшного кота Джерри, спрятавшегося с вантузом за углом в ожидании мыша. «Подрывники» явно всегда рады помочь товарищам, короче.

Надо заметить, что довольных фэйсов среди солдат было немного. Больше половины выглядели крайне нерадостно и заебано. Я сначал подумал «агааа, вот оно как, в армии-то служить – дедовщина! муштра!», но потом до меня дошло, что дело просто в аномальной жаре.  При 40 градусах даже налегке хреново просто стоять под солнцем – а им приходится и бегать, и прыгать, и все это в боевой выкладке, в темном камуфляже. Ну а как по-другому? Война ж от жары не прекращается, а они должны уметь в любой момент сорваться и всех покрошить.

Из-за жары вообще многие вещи в части для показа были крайне невыигрышны – выжженная солнцем земля вместо огорода у столовки, трава везде пожухшая, вонищща за столовой от помойки.  И вообще видно, что десантники не особо парятся с внешней красотой. Например, деревья они не удосужились побелить. Поребрики, так уж и быть, побелили. Но тем не менее, часть в целом выглядела довольно благоустроено и симпатично. Многие здания/казармы хорошо, эффектно покрашены. Самое ухоженное место в части – это часовня и памятник погибшим однополчанам. 38 человек .. R.I.P….

Но в ВДВ  заботятся не только о мертвых, конечно.

 


Условия для солдат оказались неожиданно для меня вполне приличными. Самое главное – живут в отдельных кубриках со своим нормальным туалетом, душевой. То есть никаких вонючих общих залов с многоярусными скрипучими кроватями, где если одному вздумается подрочить -  услышит вся рота.

Я с детства помню специфический ядреный солдатский запах – такая смесь запаха пота,  курева и гуталина (или чем там они сапоги терли?). И все помещения в советской части и сами солдаты – всё было им пропитано. Так вот! В спецназовских казармах я сколько ни принюхивался – так и не смог его ощутить. Думал, хоть детство вспомню. Ан нет!  Да у них вообще ничем не пахнет в казармах. Может это только у спецназа  так заведено, а то иначе разведгруппа попалит себя за километр одним только запахом. J

 Комнаты/мебель в солдатских кубриках примерно как в  советских гостиницах, то есть по старым меркам современный русский солдат живет просто шикарно. Люстры, занавесочки.  В казарме качалка есть, чилл-аут (комната психологической разгрузки). Качалкой реально пользуются, перчатки боксерские  хорошо уработаны. Кто бы сомневался. J Чилл-аут видимо не в почете или только сделали, уж больно он свеженький.

А в целом я бы даже сказал, что в некоторых бауманских студенческих общагах условия похуже.  Более того, некоторые товарищи и на курортах типа Крыма живут хуже.

Правда, есть некоторые детали, которые просто убивают.

 Во-первых, эти жуткие помойные ведра с надписью «питьевая вода». Ну что за херня?? Да поставьте кулер настольный самый дешевый, 2000 руб цена вопроса. Можно даже не подключать! Но когда такой ужас стоит прямо у входа… ну не знаю..   

Во-вторых – абсолютно голые стены в кубриках. Я понимаю,  что сиськи и «металлика»  там ни к чему. Ну повесьте репродукции классиков или танчики.  Тут даже деньги Родины не нужно тратить, солдаты сами сообразят. И сразу вид у комнат будет как у человеческого жилья, а не обиталища киборгов. 

Хотя временами и правда кажется,что они киборги. Как они на себе подолгу таскают такие кучи снаряжения, мне непонятно.   Здесь еще далеко не всё выложили, нет воды, еды и патронов.  Самого основного груза-то нет!

К этому надо как-то специально организм готовить, конечно. Ну там это явно умеют. Методики поколениями отработаны. Прямо гордость охватывает за ВДВ.  

Хорошо стрелять учат прямо не отходя от казарм – на территории части есть неплохой тир. Из него весь день слышится стрельба, поэтому истории про то, что «за всю службу два раза автомат в руках держал», это конечно не про спецназ ВДВ.

Нас, кстати, в тире классно подъебали – говорят, щас солдатики постреляют,  а вы снимайте, товарищи фотографы, снимайте сколько хотите.   У меня закрались подозрения, когда офицер надел наушники и коварно заухмылялся.  Но у солдат-то наушников  не было, что блогеров и расслабило… 

…Автомат еще терпимо лупит, но сука два пулемета  в полузакрытом помещении просто подкосили блогосферу. Многие решили что художественная съемка обождет и ломанулись оттуда подышать свежим воздухом,  вытряхивая несуществующую воду из ушей.  А я потом присмотрелся – а у солдат-то, засранцев, были оказывается ватные затычки в ушах.

 А снаружи тира шли интересные занятия у новичков:  обучение прицеливанию на «косом (или кривом?) зеркале». Дешево и сердито – никаких лазеров шмазеров не нужно. На автомат сверху крепится коробочка с полупрозрачным наклонным зеркалом, которое позволяет офицеру видеть со стороны, куда и как целится солдат и тут же мягко и почти без мата его поправлять. Так просто и эффективно! Мне очень понравилась идея.

А еще к тиру ведут дорожки не асфальтовые, а засыпанные щебенкой. Я спросил у гида, почему так - ожидая ответа, что это для того, чтоб если случайный выстрел в землю, чтоб пуля не рикошетировала… ну или еще какое спецназовское объяснение. А он такой отвечает, типа  – да что спиздили,  то и положили.  Поржали…

Но блогеры с полковником не только ржали, иногда обсуждали и серьезные вопросы. Об армейской реформе, о контрактниках, о денежном довольствии.  Как это вообше все делается и как воспринимается в войсках. Ну, как уже все догадываются – хреново все делается и воспринимается.

Суть проблемы, как мне кажется, была доходчиво выведена тов. полковником:

кругом давно капитализм и рыночные отношения, а от военных почему-то ожидают, что они эдакие советские бессребренники и все их мысли должны быть только о том, как получше Родину защитить. 

Так хрен вы угадали. И солдаты и офицеры все очень четко считают, до копейки – все льготы, ставки и бонусы. И если наверху кто-то сдуру сделал ставку водителя недостаточно превышающей ставку мотострелка (речь там буквально о лишней тысяче рублей) – то вот вам и провал реформы полного перехода на профессионалов- контрактников, потому что вы просто не сможете укомплектовать подразделение всеми необходимыми специалистами.

 Таким образом, успешное проведение реформы возможно только при очень хорошо налаженной обратной связи от подразделений к руководству МО. А так пока не получается. Хуже того, армия страдает от постоянного вмешательства дилетантов.

Здесь я, правда, с полковником бы поспорил. Потому что у военных как бы тоже глаз замыливается и если они постоянно варятся в собственном соку, то просто теряют связь с реальностью, с тем что нужно призывникам и как для них лучше организовать армию.  Нельзя бесконечно   загонять туда молодежь одним только кнутом, нужны и пряники. Так вот руководство МО видимо это хорошо осознает, потому и организует подобные пресс-туры.

И этот аспект военной реформы – такая открытость армии для общества однозначно пойдет ей на пользу.  У меня даже сходу безумная идея вот родилась – в 45-ом полку можно снять шикарное реалити-шоу. Товарищи офицеры конечно сначала потупят, но потом обвыкнутся и я вас уверяю – это будет отличная реклама для армии.  И даже на сценаристов тратиться не придется. Сюжеты возникают постоянно и сами собой. 

Ну вот представьте:  идет  с нами суровый десантный начальник, зам. ком. полка, и спрашивает такой на полном серьезе – надо бы вам блогерам собраться и как-то выработать решение, когда вы будете обедать.  У нас аж зависание возникло. В каком смысле? Он такой поясняет – ну когда вы захотите, мы вас тогда и покормим.  Мы опять зависли. Нифига себе сервис,  подумали.  Конечно,  мы не стали голосовать за время обеда – просто пошли есть , когда солдаты едят. Но сам подход приятно удивил.

Кстати,  про еду. Для нас приготовили красивый отдельный стол, с отдельными вкусными блюдами. Не солдатскими. Но мне захотелось поесть ровно то, что едят солдаты. Всё мгновенно принесли. Пусть на меня обидятся и хрен теперь куда позовут, но я привык говорить всё как есть: это оказалось малосъедобно.   Пусть меня даже блогеры  обозвали привередой, но я настаиваю – сладковатый горячий молочный суп с разваренными макаронами это последнее блюдо, что хорошо есть по такой жаре. А то, что повара называют гуляшом – это не гуляш, а тупо переваренное  в воде пресное мясо без признаков присутствия каких-либо приправ.  Да, порции большие и сытные. С калориями там все в порядке. Но это не еда. Я бы левой ногой приготовил бы вкуснее.

Но солдаты почему-то уплетали все это за обе щеки и с довольными пачками. Может, еще хуже бывает? Или набегались и организму уж все равно? Как бы то ни было – ничто не мешает готовить вкуснее. Я так считаю.   Хотя с чем еще сравнивать? С той солдатской едой, что я ел в СССР – сейчас  был таки ресторан.  Перловку и сечку с утра до вечера наверное ничем не переплюнуть. Если вы понимаете, о чем я.

А теперь на сладенькое – про прыжки с парашютом. Кому как, а по мне это самая лучшая фишка в ВДВ.  И здесь я могу сравнить с коммерческими прыжками на гражданке – у меня 11 прыжков.

Все получается как бы с точностью до наоборот. На гражданке ты платишь, в ВДВ тебе платят за прыжок – 300 рублей. Десантники называют их «гробовыми».

 Но при этом о безопасности прыжков  в армии заботятся на порядки больше. Знаете как у меня в Тушино проходила подготовка для новичков? Вышел такой дядя и сказал: «Ну что я вам буду рассказывать? Высота маленькая, запасной парашют все равно открыть не успеете, а основной раскрывается сам.  Поднимитесь и прыгайте когда скажут. Парашют управляется натягиванием строп, но вам это не нужно, ветра нет.  Ноги держите вместе и полусогнутыми. Все подписали договор об отказе от судебных претензий? Славненько!». Вот и все обучение.  Понятно, что за твои деньги никому не надо тебя мурыжить с тренировками, но все равно как-то не по себе.

А как десантников учат?. Их к первому прыжку несколько дней готовят, на пяти разных тренажерах и имитаторах. Все нештатные ситуации/ отказы отрабатываются, пока не войдут в мозжечок на уровне доисторических рефлексов.

 На меня произвел впечатление такой эпизод. Наш полковник объясняет нам, в чем смысл упражнения на подвесе. А там висят солдаты и отрабатывают управление парашютом в разных ситуациях.  Ну и с ними как бы отдельно работает свой инструктор, а для нас параллельно полковник объясняет уже на пальцах.  И чтоб нам было доходчивей, полковник стал изображать  как он рассекает на парашюте и что он при этом делает.  Походу он «подлетел»  спиной к одному из солдат, висящему в подвесе. И вдруг солдат как заорет полковнику – «ТЯНИ ВПРАВО!!» (как-то так).  И сам тут же стал тянуть стропы на чистом автоматизме.   А полковник послушно стал тянуть свои  «стропы».  Они никак заранее не сговаривались,  это был чистый экспромт. У них просто так положено расходиться в воздухе, чтобы парашюты не схлестнуть. Но видеть это упражнение в исполнении духа и полковника, причем дух выступил в качестве командира – офигенно. Правда потом полковник отомстил,  назвав духов «мясом» и предложив их сбросить с парашютной  вышки в качестве проверки перед нами. Жалко,  с вышки прыгать  было по-любому нельзя.

А парашюты какие у десантников! Намного новее и лучше, чем у коммерсов. Нас бросали на списанных,  древних как говно мамонта Д-5, а ВДВ прыгает с Д-10, которые контролируются по использованию (парашют служит 80 прыжков). А приборы какие! Полковник даже пошутил, что настоящий десантник обязан падать все время на левый бок – чтоб не повредить ценный прибор.  

Единственное, что у коммерсов лучше -  это шлемы типа мотоциклетных. У ВДВ – какие-то дурацкие тряпки,  выцветшие и пропитанные потом.  Нахрена они? Защита почти нулевая.

Но все равно я надел и прыгнул с тренажера. Там по рельсу с высоты разгоняешься - и в опилки. Прикольный такой аттракцион.  Опять же, «совьет зольдатен» по выражению полковника нам все сначала продемонстрировали. Я даже удостоился похвалы офицера  –  все сделал как заправский десантник.  Эх,  если б еще дали пострелять, поездить на чем-нить..хотя нам никогда не угодишь.

Вот такая экскурсия вышла. Смело могу сказать, что это был лучший день в этом году для меня. А ведь некоторые счастливчики  там целый год кайфуют! Шучу, шучу…

PS. За предоставленные фотки отдельное спасибо френду virusog .


И ссылки на другие отчеты:
http://virusog.livejournal.com/98765.html?#cutid1
http://rovego.livejournal.com/1772015.html
http://mg82.livejournal.com/64609.html#cutid1
http://dmitrypantyuhin.livejournal.com/43366.html?view=132966#t132966
http://onepamop.livejournal.com/763111.html#cutid1
http://martin-sqare.livejournal.com/84229.html

А это сообщество нужно заджойнить, чтобы попасть в подобный пресс-тур:
http://community.livejournal.com/military_press/


 

 

 

Tags: армия, пресс-тур, фотки с историей
Subscribe
promo gosh100 march 21, 2015 09:11 133
Buy for 30 tokens
Лабораторная работа по прессокубизму Было - стало. 42 года, рост 182, вес 81 кг. Такая трансформация потребовала в сумме около 4-х месяцев тренировок. И смены стиля жизни во всех отношениях Теоретическая часть Материалы и оборудование Методика тренировок Для вступления снова немного…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →