Везде пишут что-то типа "ну вот так вдруг стало модно и круто" или "показывали этим богатство, потому что воротник дорогой". Это все ни о чем. Богатство всегда показывается драгоценностями. И у меня появилось другое, вполне логичное объяснение.
Появление и распространение этих воротников неплохо совпадает с массовым появлением и ношением гражданского оружия - рапир или облегченных шпаг. Сначала они появились в Испании, а потом быстро разошлись по всей Европе. Даже слово рапира пошло от испанского "меч для одежды" (espada ropera)
И что характерно - эти воротники придумали в Испании же, именно оттуда пошла на них мода.
В 16 веке их принялись таскать все поголовно, начиная от мелких лавочников до королей, и драки на шпагах и рапирах стали повсеместными. Везде расплодились школы фехтования. Дрались дворяне на дуэлях по правилам и без правил, дрались в трактирах по пьяни, дрались на улицах - район на район, семья на семью - см. "Ромео и Джульетта". Модное было занятие, короче. Появились бретеры, которые зарабатывали на жизнь, за деньги участвуя в дуэлях и ссорах.
Вот изображение 16 века тренирующихся в фехтовании немецких юношей-дворян:
Здесь надо особо отметить как делались эти воротники (рафы).
Они были из сильно накрахмаленной льняной ткани, часто с проволочным каркасом. То есть это далеко не нежные кружева.
В таком случае они могли нести банальную защитную функцию лица и шеи, работая как ловушка для шпаги.
Конечно в парадном, самом пышном варианте такой воротник мог бы мешать обзору при фехтовании, но профи пользовались несколько другими формами рафов.
Вот портрет знаменитого французского бретера Бутвиля начала 17 века. Видно что товарищ в теме!
Как можно заметить, не только воротник, а вся одежда была крайне специфической, очень пышной, по сути являющаяся своего рода стеганым доспехом.
Были такие тканевые доспехи, очень популярные в позднем Средневековье - стеганки.
Современные реконструкторы это проверили и обнаружили что многослойная одежда с воздушными промежутками между слоями (обычно их обеспечивали ватой) очень неплохо защищает от рубящих ударов и сдерживает колящие. Особенно если оружие не очень острое, получается доспех вполне сопоставимый с кольчугой.
Ну как гипотеза?
Да, и мода на эти бесконечные уличные побоища в стиле Дикого запада, как и на дурацкие воротники, прошла в 17 веке, когда монархи стали всячески преследовать беспредельщиков-фехтовальщиков. Товарища Бутвиля на портрете выше как раз казнили за очередную дуэль в 1627 году.
Конечно дуэли не прекратились полностью, но стали секретнее, гораздо реже и обросли всякими условностями и правилами - например стали раздеваться до белья, чтоб показать что под одеждой нет никакой защиты, стали биться до "первой крови" и так далее.
Но рафы не канули бесследно в Лету - благодаря тем воротникам у нас появились всяческие вилки-ложки и вообще целый столовый этикет, который был направлен на то, чтоб не запачкать дорогущий воротник при еде. До этого ели руками и не парились совсем и блюда были на это рассчитаны. Кто знает, может так бы и ели как арабы до сих пор все руками и вся европейская кухня была б совсем другой.
АПД. В комментах самое частое возражение (и самое при этом абсурдное) - "а женщины тоже такие воротники носили, значит гипотеза неверна".
Где тут логика??? Женщины вон, носят и камуфляж, и портупейки. Из этого что, вытекает что камуфляж бесполезен в бою? И портупеи тоже бессмысленный предмет?
Journal information