Gosh100 (gosh100) wrote,
Gosh100
gosh100

Скучаю по горам и разбираюсь с опасностями на Эльбрусе

Пока заживает нога - продолжаю изучать всякие тонкости в восхождениях, нюансы оборудования, вопросы безопасности.
Выложу пожалуй небольшое свое исследование про ледник Гарабаши, эксклюзивчик своего рода.

Актуальность его определяется тем, что Южная тропа на Гору проходит по этому леднику, он начинается прямо от Бочек и идет вплоть до взлета на Приют 11 (МЧС) . А где ледник, там и трещины. Это что же получается, все ходят по закрытому леднику? Рискуя провалиться насмерть в любой момент?

Когда я еще ничего не знал про Эльбрус и собирал информацию, я проникся в свое время статьями на сайте Риск.ру.
Там как раз вот шли предупреждения об этой опасности. Автор говорит что зеленым отмечен безопасный участок без трещин для пешехода, а там где черный путь - якобы очень желательно ездить на транспорте.
213081-1200
И главное что статьи эти читаются там гидами и опытными альпинистами, в комментариях там профи особо не возражают.

Хотя в реальности там ходят пешком иногда огромные толпы без всяких связок и как попало. Как будто трещин никаких нет.
212870-670

Вот эта дорога, съемка с ратрака.


Так где же правда и какова реальная опасность?

Я поискал, были ли случаи, чтоб кто-то проваливался в трещины на этом участке и нашел несколько таких.
Один нашел на ютубе.  Провалился сноубордист. Это видео со дна трещины - товарищу сильно повезло и он не получил ни царапины, и падал неглубоко. Друзья сразу вызвали спасателей.

а вот видео как его вытаскивают


На видео видно, что дырка буквально в нескольких метрах от ратрачной дороги (поссать что-ли отошел?).

Еще я обсудил этот вопрос на форуме Винского с хорошим эльбрусским гидом (кто интересуется, рекомендую прочитать всю тему, у него там просто шикарный, системный и подробнейший отчет о маршрутах и самом восхождении, вплоть до описания каждого цветочка!).

И тот подтвердил что опасность трещин есть и немалая:

Gosh100 писал(а) 31 окт 2017, 08:43:- трещина перед взлетом на МЧС - я правильно понимаю справа от тропы если идти вверх? Хотелось бы поточнее знать где она оказалась.


Да, это она. Вообще, между Бочками и этим взлетом около 8 трещин. 4 верхних самые опасные. А в последнюю трещину постоянно кто-то улетает. Правда, в 2017 году я не слышал прикольных историй, как кто-нибудь в эту трещину улетел.
Обычно снежные мосты становятся тонкими в августе. Поэтому я стараюсь ходить западнее относительно ратрачного пути.


В подтверждение он привел мне даже скан промера глубин ледника Гарабаши в том месте, где проходит тропа (советские исследования Никитина).

Якобы там глубина ложа ледника под 100 метров! То есть можно на 100 метров упасть вниз так ненавязчиво.

Вертикальная линия на этой схеме это как раз примерно южная тропа

0_e2cc7_5bb343a4_orig

С виду - ужас! Весь путь проходит по сплошной толще льда, которая в любой момент может разверзнуться под тобой.

Но я совершенно не могу в это поверить. Ведь там очевидно нет таких глубин!
Ну сами посудите - вот мы едем на ратраке от Бочек (котоые видны далеко сзади) и вокруг по пути видны вытаивающие морены, с двух сторон! Тут же играют дети в снежки. Что, кто-то может поверить что мы в этом видео едем по 100 метровой толще льда???


Чушь какая-то!

Стал искать в инете, есть ли альтернативные замеры толщины льда и раскопал вещи поинтереснее - в 2007 проводились экспериментальные замеры ледника георадаром и результаты их значительно противоречат карте Никитина!

Те замеры показывают, что толщина льда конкретно у тропы видимо резко убывает к нескольким метрам всего. Здесь эта точка крайняя справа. там где цифра - глубина около 8 метров. А вовсе не 100!

На этом сайте правда маловато данных и я позвонил в эту фирму с вопросом, как получить больше подробностей.
Они сказали что больше у них ничего нет, все выложено на сайте. И прислали мне вордовский  файлик, в принципе повторяющий сайт.
А также порекомендовали мне обратиться в Отдел гляциологии института географии РАН, может у них есть.

Я тогда поискал исследования этого отдела и нашел еще более интересные замеры у них - с вертолета!

ОЦЕНКА ОБЪЕМА ЛЕДНИКОВ БОЛЬШОГО КАВКАЗА ПО ДАННЫМ РАДИОЗОНДИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ С.С. Кутузов, И.И. Лаврентьев, Е.В. Василенко*, Ю.Я. Мачерет, Д.А. Петраков**, Г.В. Попов**
ледник
Здесь красным я отметил Южную тропу начиная с Бочек. Хорошо видно что что она проходит по участкам с толщиной льда 0-25 метров.
Почему такая плохая точность?

А дело в том, что для зондирования используется  радиоизлучение с длинами волн около 15 метров, и таким образом физически невозможно замерить толщины льда сопоставимые с длиной сигнала.

Потом я по мылу списался с автором этого исследования, Иваном Лаврентьевым и он подтвердил мои догадки!
-----------------------------------------
Очень приятно видеть заинтересованность в данной проблеме, тем более что нам есть что рассказать.
Вопрос трещиннообразования на Эльбрусе напрямую связан с утончением ледников. Однако это довольно сложная проблема, и предсказать где будут трещины не так просто - необходимо моделировать этот процесс, а мы этим пока не занимаемся.
Однако что касается толщины льда здесь - в приложении к письму вы найдете нашу последнюю публикацию на это тему. Действительно, мы работали в 2007 году с Павлом Хлебопашцевым на Гарабаши измеряя толщину льда на нескольких профилях. Однако тогда, как вы правильно заметили, ничего толком опубликовано не было, тем более, что только на одном из профилей были обнаружены отражения от ложа ледника.
Карта Никитина во многих местах спорна.
В 2013-2014 гг. мы провели масштабную радиолокационную съемку толщины всех ледников Эльбруса с вертолёта по сети профилей (в отличие от Никитинской, где измерения были точечными). Прямого сравнения пока мы не выполнили, но можете примерно сравнить сами. В общем, к своему стыду, мы пока не опубликовали эти результаты целиком, но данные по южному склону приведены как раз в прилагаемой статье. В месте, про которое вы говорите, на плоскотине перед Приютом 11 лёд достигает толщины 30-40 м, однако здесь еще содержится ошибка, т.к. именно в этом месте не проходил ни один профиль и это результат интерполяции, правда, на наш взгляд, вполне реалистичный.
Вообще существует проблема интерпретации данных радиолокационного зондирования тёплых ледников (в которых лед находится близко к температуре плавления и весь пронизан водой), тем более проведенных в одной точке. Ведь водные включения являются отражателями электромагнитных волн. Наши же измерения выполнялись по профилям, т.е. мы видели протяженные отражения, а не в одной точке, что значительно упрощает интерпретацию.
В общем смотрите на нашу карту, возможно что-то для вас станет яснее.

С уважением,
Иван Лаврентьев.
---------------------------------------


Я тогда спросил
------------------------------------------------
Здравствуйте, Иван!

Большое спасибо за разъяснения.

Я внимательно изучил приложенные карты/схемы и кое-что заметил интересное

1) На рис 4, где показаны профили радиозондирования, наблюдается интересная закономерность - они становятся из черных красными ровно на обсуждаемом пятне, выполошении между Бочками и Приютом 11.
Получается своего рода красное пятно, где не удалось зафиксировать каменное ложе ледника Гарабаши

2) По интересному совпадению ровно там же не получилось обнаружить ложе и при зондированиях Хлебопашцева 2007 года. Получился только один профиль, который лежит восточнее обсуждаемого пятна, там где относительно глубокий лед

3) Насколько я понял, при той длине волны зондирующего сигнала 20 МГерц (то есть 15 метров) - практически невозможно отличить поверхность ледника от каменного ложа, при малых толщинах льда, скажем если они 10 или менее метров.

4) В этом августе я многократно там ходил и у меня сложилось такое впечатление, что лед на этом пятне составляет максимум несколько метров. В частности, я заметил что там текут длинные ручьи на расстояния сотни метров, которые не уходят ни в какие трещины, а лишь делают глубокие промоины. Ну и кругом там видны вытаявшие скалы. Причем вот тот двойной лавовый гребень, что идет от "Приюта 11" - явно прослеживается внизу  уже у Бочек. Вполне возможно, что он так и идет без каких-либо глубоких провалов под интересующим пятном.

Не может ли так быть, что радиозондирование 2014-го года показало что просто в том месте никакой значимой толщины льда практически нет?
Допустим, несколько метров максимум?
И это мне кажется как раз объясняет почему возникло волшебное "красное пятно" в данных зондирования.


______________________________________

И ответ Ивана

Игорь, вы правы насчет "невидимости" небольших толщин низкочастотным радаром. Но к этому еще добавляется вода в теле ледника, на которой рассеивается сигнал. На холодных ледниках мы можем увидеть такие небольшие толщины, а здесь уже проблематично. Тем более трещины и боковые склоны также вносят помехи.
Насчет воды, текущей под грядой. Лёд, пусть даже и тёплый, является водоупором. На снимках высокого разрешения датируемых этим сентябрем хорошо видна основная промоина, по которой вода течет от Гарабаши в Малый Азау прямо под грядой по уклону. И трещины на плоскаче тоже заметны - раньше они не вытаивали, т.к. снег не успевал стаять. А последние годы лето стало заметно теплее, а к тому же ратраками постоянно накатывают именно это место, что и приводит к таким последствиям. Как вы правильно отметили, продолжение гряд с каждым годом все заметнее.
Иван
---------------------------------------------------------


Что по итогу я теперь думаю?

1) Климат реально мегняется, ледник с каждым годом тает все больше и больше, и поэтому данные даже 10-летней давности неактуальны.
Не говоря уж о советских.

2) первые метров 500 от Бочек абсолютно безопасны, они идут между двух морен. Сейчас опасное место есть только одно - это небольшой участок на плато где-то в 50-100 метрах от взлета на МЧС. Туда выходят самые концы трещин. Они неглубокие, всего несколько метров - но и в такой можно убиться или покалечиться. Возникает эта опасность лишь в августе, когда стаивает снег.

На этом видео камера показывает опасный участок с трещинами на 0.42, он слева от дороги, глядя вниз с горы.



3) Чтоб не провалиться - нельзя ни в коем случае уклоняться от ратрачной дороги вправо, если идти в гору.
Влево - можно сколько угодно, там тощина ледника сходит на ноль. То есть писать нужно всегда слева от дороги!

Я еще придумал такой признак - если течет ручей, то в этом месте трещины точно нет, ну или ты в нее никак не провалишься. Иначе бы вода в нее уходила. Вот по ручьям очень легко ориентироваться.

В следующую поездку - надеюсь в этом сентябре, я специально попробую поискать трещины и вообще признаки их и попробую определить толщину льда как-нибудь сам. Не знаю пока как, что-нить придумаю. А то ученые и целые институты какими-то глобальными проблемами заняты, а популярнейший туристический маршрут, где ходят и катаются тысячи людей - толком даже  не изучен и не размечен. 

Но сначала хочу зайти на Эльбрус в первый же день прямо с Азау, чисто пешком, спуститься как обычно на санках и снять хорошее видео.

А еще я хочу изобрести свою горную палатку (это мне понадобится для Пика Ленина), сделать гибридные палки-ледорубы-саночные тормоза, ой столько дел, столько дел.
Tags: альпинизм
Subscribe

Posts from This Journal “альпинизм” Tag

promo gosh100 march 21, 2015 09:11 133
Buy for 30 tokens
Лабораторная работа по прессокубизму Было - стало. 42 года, рост 182, вес 81 кг. Такая трансформация потребовала в сумме около 4-х месяцев тренировок. И смены стиля жизни во всех отношениях Теоретическая часть Материалы и оборудование Методика тренировок Для вступления снова немного…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments