Gosh100 (gosh100) wrote,
Gosh100
gosh100

Лохотрон на Эльбрусе или темная сторона альпинизма

Для новичка в горах все, что связано с альпинизмом, обычно покрыто флером приключений и красивой романтики.
cb605ee2353e788ecacffa6c70018d0b_RSZ_690
Вся эта суровая красота - неприступные горные вершины в снегах, лавины, ледники, белоснежные шапки облаков, бесчисленные опасности, отважные парни и девушки одетые как космонавты, испытывающие там свою судьбу - привлекает людей.  Кому-то наверное на ум приходят песни Высоцкого (а кому-то и Визбора) или красочные драматические фильмы о подвигах и приключениях в горах. Все вот эти "Если друг оказался вдруг.."

И вот уже кому-то хочется испытать себя, бросить вызов суровым горам, влиться в альпинистское братство из этих наверняка замечательных людей. Такой человек вбивает в яндексе заветные строчки "восхождение на эльбрус" и видит сотни предложений на любой вкус и кошелек. Вполне логично обратиться к профи и человек тут не ждет никакого подвоха, поскольку заранее романтично настроен и изначально воспринимает альпинистов, горных гидов как эдаких честных и суровых парней без всякой гнили и фальши.

Я уверен, что мало кто подозревает при этом, что купив тур с восхождением на Эльбрус - он столкнется с крайне неприятным разводом на бабки, связанным с ущербом для своего здоровья, причем где-то в 99 случаях из 100.  Об этом вы нигде заранее не прочитаете, ни в отзывах клиентов, ни в обсуждениях на форумах, ни в блогах. В конце станет понятно почему.  

Хотя то, что я сейчас расскажу - это практически общее место в коммерческих восхождениях, абсолютно стандартная практика. Можно с ней смириться, можно избегать - ваше дело. Но знать о ней нужно обязательно, если вы сами хотите купить тур с восхождением или кто-то знакомый собирается. Даже если вы просто в частном порядке нанимаете гида, с ней запросто  можно столкнуться.

Итак, есть несколько способов развести вас на деньги:

1. Развод на ратрак.
IMG_7811
На фото ратрак привез туристов на 4350 м.

Практически никогда стоимость подъема/спуска на ратраке на штурме не включается в  стоимость тура (если только вы не берете дорогущий вип-тур). В зависимости от сезона, высоты подъема, количества человек это стоит 5000 - 15000 рублей за одну поездку.
Горным гидам очень выгодно, чтоб вы согласились доплатить и ездить туда-сюда на ратраке. Как минимум они за это не платят (а как максимум и получают проценты с перевозчика). И катаются нахаляву за счет клиентов. Чем избавляют себя от многочасовых изнурительных хождений по горам.

Гиды очень легко добьются вашего согласия доплатить 10-20 тысяч рублей за восхождение помощью ратрака - просто загоняв вас по горам под видом якобы необходимой акклиматизации. Дело в том, что гид фактически живет в горах, у него есть долговременная адаптация к высоте и он может держать высокий темп ходьбы. А вы не сможете, будь вы хоть победитель Московского марафона. Таких наоборот они особенно любят загонять и потом хвастаться друг перед другом как у них давеча марафонца прибило горняшкой.  

Что с вами произойдет? Через несколько часов хождения на высоту без контроля пульса, без достаточного количества воды и углеводных калорий - у вас начнется сначала сильная одышка, потом жуткая головная боль, тошнота и полный упадок сил.  Это по-научному называется ацидоз. Закисление, по-простому. Спортсмены сталкиваются с этим на интенсивных тренировках.

Но гиды называют это горняшкой, туманно рассуждая про низкое давление, радиацию, холод и что-то еще. Говорят что предсказать влияние высоты невозможно, но вот типа надо к ней привыкать таким образом. Типа они тут не причем и вообще так положено. Вы про это ничего не знаете, в инете вроде тоже так же везде пишут - вы же не будете спорить?

Потом перед непосредственно штурмом вершины, гид обязательно предложит всей команде скинуться на ратрак, чтоб тот завез вас из штурмового лагеря как можно выше. И вы обязательно согласитесь, помня как вам было тяжело и плохо в прошлый заход на акклиматизационном выходе. Так происходит в подавляющем большинстве коммерческих восхождений.

Мало того, на спуске с вершины вам тоже предложат ратрак, перед этим задав тоже совершенно необоснованно высокий темп спуска, чтоб вы еле-еле доползли до Пастухова, откуда уже спускает транспорт.  Типа надо торопиться, погода может ухудшиться.

Иногда все это выглядит очень комично - люди выходят на подъем в ночь, в жуткий буран и мороз, медленно, постепенно доходят до вершины.
Гид держит правильный низкий темп, ему ведь нафиг не надо чтоб вы "сдохли" на полпути и тащить потом вас вниз.
Ок, успешно зашли на вершину, погода улучшается, солнышко даже показалось, тепло - и тут вдруг гид чуть ли не галопом летит вниз и тащит всех за собой, причитая что погода вот-вот ухудшится! Блин, если люди нормально шли ночью, в том аду, в который ты их спокойно потащил - то сейчас-то чего дергаться???

Понятно чего - ему надо чтоб вы сдохли на спуске и соласились на ратрак.

И знаете в чем главный прикол? Гиды всегда предлагают именно ратрак, а не снегоход.
Они вам никогда не скажут, что вы ведь можете за те же деньги (а часто и намного дешевле!) вызвать снегоход лично для себя - но тогда гиду придется идти пешком. Эту тему они всегда тщательно избегают. Что как бы еще один повод говорить о том, что все это затеяно не ради вашей безопасности и комфорта, а лишь для самого гида.

Конечно все это непросто для гида - темп нужно уметь подбирать такой, чтоб не загонять клиентов  до полной отключки и в то же время чтоб они "горняшку" то гарантированно схватили. Не стану утверждать что они вот прямо такие все продумАны и делают все тонко-расчетливо. Многие просто делают как заведено в их секте, особо не задумываясь об этих моментах.

Еще бывают срывы в тактике, когда клиенты натурально умирают. Бывают наоборот попадаются чуть более опытные клиенты - хрен ты их загонишь - такие просто идут своим темпом, отстают от группы когда им надо и не поддаются на уговоры что нужно спешить..

Кстати, загнать клиентов гидам выгодно и даже безотносительно ратрака - им удобно отсеивать самых слабых заранее, чтоб потом не мучиться с ними  на восхождении. Деньги-то вы уже заплатили и им гораздо проще остаться без чаевых (1000 руб, которые принято давать гидам за успешное восхождение) чем тащить потом вашу тушку в 100 кг с вершины.

Вот такая романтика.

2. Развод на прокате

То что гиды получают проценты с прокатов - это само собой, сплошь и рядом.
Вроде ничего в этом ужасного на первый взгляд нет - вы даже экономите, цены для вашей группы могут быть даже ниже, чем для клиента с улицы. Этим вас завлекают турфирмы.

Но тут возникает другая засада - гиду выгодно навешать на вас всякой ненужной и дорогой херни, да побольше.

Если у вас есть свои ботинки, он их забракует и заставит взять в прокате специальные альпинистские, обычно пластиковые двойные.
Они же и самые дорогие в прокате (порядка 500 руб в сутки, зависит от сезона).
1154382
Но проблема в том, что на Эльбрусе такие ботинки нафиг не сдались, это же в конце концов не Эверест, или не ледовая стена, где важна жесткость.

Хуже того - для летнего разового восхождения они уступают почти по всем показателям  обычным трекинговым ботинкам.
Пластиковые ботинки очень тяжелые, они вообще не гнутся. Ногам в них ужасно, как в гипсе. Да они еще будучи очень теплыми они плохо дышат, запаривают ногу.

Для восхождения на Эльбрус они крайне неудобны и избыточны!

Но у них есть огромные удобства для самого проката - они ведь прочные, неубиваемые, их очень легко вычистить и постирать после чьих-то вонючих конечностей (там вынимается мягкий внутренний ботинок и отдельно стирается-сушится)

Поэтому если вы придете в прокат с улицы - прокатчики вам начнут впаривать именно их, доказывая что это самое то.
Ну и конечно гиды с толпой лошков-перворазников - это вообще самые сладкие клиенты.
Все довольны, и клиенты главное тоже -  ботинки выглядят очень круто и стильно, так по-альпинистски.
В них хорошо потом селфиться, в них чувствуешь себя так устойчиво, надежно. Понимаешь что на ногах крутая вещь!

Но по факту вас тупо развели на бабки с ущербом для вашего удобства и здоровья. Вот и все.
Каждые лишние 100 грамм  на ваших ногах - это плюс балл к "горняшке" у непривычного клиента.
Гиды их иногда сами носят (но далеко не все!), потому что им проще с их адаптацией и опять же для них неубиваемость обуви критична, ввиду того сколько им приходится лазить в горах.  

И в экипировке много таких нюансов.

Еще например всем поголовно и обязательно впаривают ледорубы, якобы для зарубания (самоостановке) при срыве с крутого склона, потом даже проводятся для убедительности занятия по практике зарубания - и что дальше? А дальше оказывается что на восхождении не было практически ни одного участка, где бы вы могли зарубиться. Точнее, там есть такие участки, но ледоруб вам вряд ли бы помог, и поэтому вас тупо пристегивают к страхующей веревке - перилам. Ну и нафига тогда козе баян? Если пристегиваешься - то с палками идти гораздо удобнее. Как собсно и делают сами гиды. А бедные клиенты таскают вхолостую всю дорогу эту железяку, притороченную к рюкзаку. И это все вычитает ваши силы!
elbrus_podyem_s_sledlovini
На этом фото как видно все идут просто  с палками по тому самому крутому участку и не парятся.

Впрочем, я не стал бы вот прямо однозначно отговаривать от ледорубов - иногда с ними действительно безопаснее. Бывает что перила не провешивают, например. Или мало снега. С другой стороны к мастхэвной вещи он совершенно точно не относится. Опять же он может дать ощущение ложной безопасности при тех кратковременных фуфловых занятиях, что проводят с клиентами для галочки. Гораздо актуальнее потратить это время чтоб научиться максимально уверенно ходить в кошках с палками по крутым склонам, особенно на спуске.

Таким образом, для вас горы это романтика, а для альпинистких турфирм и горных гидов это поток сладких лошков, которых они наловчились разводить на бабки.  И проблема не столько в том что вы где-то как-то переплачиваете, а в том что вам за ваши же деньги специально создают массу дискомфорта или даже опасностей для жизни и здоровья.

Конечно люди об этом не подозревают и страшно гордятся потом успешным восхождением, думая что все их мучения - обязательная плата за покорение вершины. Клиентам это даже добавляет гордости, они со смаком описывают в блогах свои страдания. Вот мол как мне было плохо, но я все преодолел! Т.е  все, главное, довольны!  

Точнее, недовольны те, кто не смог зайти (таковых бывает до половины из группы!), но и они грешат лишь на свою слабость, им и в голову не может прийти, что гид либо по невежству и тупости, либо специально просто загнал их как лошадей.  

В конце данной статьи, несмотря на общую негативную направленность поста, я для объективности должен заметить что все-таки не стоит считать горных гидов эдакими безнравственными чудовищами, бесчувственными ублюдками, которые только и думают как вас кинуть и обмануть и за копейку мать родную продадут.

Случись что серьезное - коммерческие гиды вполне бескорыстно, даже с вредом для себя, могут помочь и спасти человека. Такое постоянно происходит.

Горные спасатели МЧС (которые подрабатывают гидами) это вообще отдельная категория. Мало того что они рискуют жизнью за копейки и постоянно участвуют в тяжелейших операциях, так они просто по жизни неравнодушно относятся к окружающим. То есть, если увидят что с абсолютно незнакомым человеком хоть что-то не так  - обязательно подойдут, поинтересуются состоянием. Помогут с оборудованием, если закопошишься.  Даже просто идущий одиночка на горе у них сразу вызывает профессионально-спасательский интерес - подойдут, посмотрят в глаза, расспросят что да как. Все это кажется мелочью, но реально придает психологический комфорт, уверенность.

А уж как альпинисты носятся с женщинами в горах  - это что-то. И одеждой, варежками могут поделиться, и чаем. Прямо рыцарство сплошное процветает. Хотя это и не помешает "рыцарю" пописать в снег стоя в метре от прекрасной альпинистки, если приспичит.

Впрочем, небрезгливость и бытовая разнузданность альпинистов это уже отдельная история.

Tags: альпинизм, разоблачение
Subscribe

Posts from This Journal “альпинизм” Tag

promo gosh100 март 21, 2015 09:11 133
Buy for 30 tokens
Лабораторная работа по прессокубизму Было - стало. 42 года, рост 182, вес 81 кг. Такая трансформация потребовала в сумме около 4-х месяцев тренировок. И смены стиля жизни во всех отношениях Теоретическая часть Материалы и оборудование Методика тренировок Для вступления снова немного…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments