Gosh100 (gosh100) wrote,
Gosh100
gosh100

Про курящих женщин в СССР - в быту и в кино

В фильме "Ирония судьбы" я обратил внимание на странность - Надя Шевелева курит, что выглядит очень нетипично для романтичной и тонкой женщины, тем более для учительницы того времени.  Ведь в 70-80-е годы женщины вообще курили очень редко, а те что курили - были как правило из очень специфического контингента. Обычно таких называли шалавами, шмарами или просто блядями. По профессии они были чаще всего продавщицами, работницами фабрик и т.п.  Ну или это были женщины из искусства.

В комменты же набежала куча странных людей с возражениями, которые принялись доказывать, что советские женщины курили часто, причем особенно интеллигентные. Некоторые даже утверждают что советские женщины курили больше чем сейчас!

Мне захотелось разобраться, в чем причины таких свидетельств, помимо той очевидной, что это могут говорить просто бредящие наяву идиоты. Ровно те же, что и доказывают что в СССР прилавки были завалены продуктами и вообще то время было райским, а не то что сейчас.
Но ведь не бывает дыма без огня, и потом некоторые ссылаются на фильмы типа "Доживем до понедельника" или "Служебный роман", где мы видим курящих женщин.

Хотя по данным опроса «Общенациональный обзор здравоохранения и экономического обеспечения в России» распространенность курения табака среди женщин в середине 1980-х составляла менее 5 %, в середине 1990-х — 12 %, а в начале 2000-х — более 20 %, мне встретились еще такие данные,  представленные ЦНИИ санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР: в начале 60-х годов курили 45 % мужчин и 26,3 % женщин, в 1968 году — примерно 62,9 % мужчин и 17,5 % женщин.

Таким образом, складывается следующая картина по статистике курения женщин в СССР:

В  50-х и начале 60-х их доля была примерно такая же как сейчас. То есть тогда действительно курили относительно многие женщины! К концу 60-х наметилась тенденция снижения, которая достигла видимо минимума в 70-х годах. С 80-х начался постепенный рост женского курения, который продолжался вплоть до 2000-х.

В мое время, в 70-80-е, общество было еще настроено резко отрицательно по отношению к курящим женщинам. Сигарета в руках женщины  воспринималась мужчинами либо как сигнал "мне мужики не нужны", либо -  "даю всем!". Естественно те женщины, кто хотели замуж, старались избегать такой идентификации. Отсюда и минимальный процент курильщиц в обществе.

И подобных свидетельств этому можно нагуглить море:

1) Но в целом по стране курили меньше, чем сейчас. Дети хоть и баловались, но до первой серьезной порки, а женщины либо не курили вообще, либо покуривали тайком, ибо отношение к курящим женщинам в обществе было крайне негативным. Курение прощалось разве что богемным дамочкам, но подобный «статус» нужно было еще заслужить, не прослыв при этом проституткой.


3) Сигарета считалась одним из атрибутов мужчины, но на курящих женщин, особенно молодых, у нас стали смотреть косо. «Если курит – значит, либо актриса, либо шалава!» - безапелляционно заявляли в то время. Бывали случаи, когда мужья, позволявшие своим женам напиваться хоть до чертиков, били их смертным боем за увиденную в губах сигарету…


4) В СССР почти до конца 1970-х­ годов курящая женщина была исключением из правил. Некоторые дамы пристрастились к этому на войне, но всё равно это считалось достаточно маргинальной привычкой. Реально массовой она стала на высоте застойной эпохи, в конце 70-х­ - начале 80-х годов. Почему? Дефицит всего и вся на родине делал западную жизнь ещё более привлекательной. «Железный занавес» ветшал, и образы шикарных курящих женщин проникали к нам из западного кино, СМИ и рассказов очевидцев, побывавших за кордоном

Все это отношение к курящим женщинам конечно же не могло не отразиться в советском кино.

В фильме "Доживем до понедельника" (1968) мы видим курящих учительниц прямо в учительской, но вот что характерно - в кадре курит главная отрицательная героиня, одинокая мегера, которая пытается неловко закадрить Тихонова и третирует учеников.



А в фильме "Бриллиантовая рука" (68) курящая Светличная уже однозначно определяется понятно как кто:



"Иван Васильевич меняет профессию" (1973)
Курит опять же главный отрицательный персонаж -  жена Бунши:

Крачковская

"Москва слезам не верит" (1979)

В этом очередном культовом фильме курит конечно же главная неудачница, советская "голддигерша", героиня Ирины Муравьевой.
В погоне за выгодным браком она связалась с хоккеистом-алкоголиком и в итоге осталась одинокой несчастной работницей химчистки у разбитого корыта

Муравьева

Ну а в "Служебном романе" курит конечно же Мымра, даже не позиционирующая себя как женщина.
А также дымит ее секретарша, еще та шаболда.

Я думаю этих примеров и статистики достаточно, чтоб понять - начиная примерно с 70-х в СССР курение женщины что в быту, что на экране означало, что с ней что-то не так. Это трактовалось как однозначно отрицательная черта.

Отсюда возникает вопрос - почему Надя Шевелева у Рязанова курит, будучи по его замыслу "мечтой любого мужчины"?

То ли он хотел тем самым показать, что она легко может поменять мужчину, будучи таки шлюхиндрой..

Но я все же склоняюсь к тому, что он снимал своего рода аналог польского фильма "Анатомия любви", сексапильная курящая героиня-художница из которого ему так запала в голову, что он позвал ее в "Иронию судьбы".
Tags: СССР, женщины, кино
Subscribe

Posts from This Journal “СССР” Tag

promo gosh100 march 21, 2015 09:11 133
Buy for 30 tokens
Лабораторная работа по прессокубизму Было - стало. 42 года, рост 182, вес 81 кг. Такая трансформация потребовала в сумме около 4-х месяцев тренировок. И смены стиля жизни во всех отношениях Теоретическая часть Материалы и оборудование Методика тренировок Для вступления снова немного…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →