Пью таблетки-витаминки, смотрю пульс. Стоя - 85, сидя 75. Это выше моего обычного утреннего на равнине (75-65).
То есть за 5 суток я так и не адаптировался полностью даже к высоте 2000 метров. Это меня удручало.
Как я читал, обычно у людей за 3 дня уж на Азау-то всяко пульс в норму приходит.
Забегая вперед отмечу, что у меня "кровяной" адаптации не произошло даже за 7 дней, даже после ночевок на 4000 м.
Не вырос ни гемоглобин, ни эритроциты - я специально делал анализы в Инвитро до и после поездки - интересно же!
Более того, у меня была контрольная дистанция 2000 м на дорожке в фитнес-клубе - я ее тоже не стал бегать лучше, вернувшись в Москву.
То есть абсолютно никакого эффекта я не заметил в плане пребывания на высокогорье: не выросла выносливость, кардио легче не стало делать.
Даже не знаю на что грешить. Есть несколько гипотез.
1) мой организм просто не умеет быстро адаптироваться к высоте;
2) мой организм умеет, но не стал адаптироваться поскольку не испытал достаточного гипоксического шока от высоты (скажем мой индивидуальный порог горняшки лежит выше 5000 метров);
3) я перекомпенсировал возможные проблемы антигипоксическими средствами/витаминами (рибоксин, оратат калия и т.д.);
4) сработала моя теория об избегании горной болезни путем слежения за пульсом (я все время находился ниже аэробного порога 140 уд/мин) и калориями.
Как бы то ни было - нет худа без добра. Я вообще так и не узнал что такое высотная болезнь, даже не приняв ни одной таблетки диамокса (он же диакарб - типовое средство от горной болезни). У меня ни разу не болела голова, ни одного классического симптома я не ощутил ни на какой высоте. Если не считать приступов эйфории.
Вот с такими мыслями я отправился на верхнюю станцию канатки, Гарабаши - селиться в приют "на бочках".
Еще в этот день мне нужно было по идее подняться пешком хотя бы до 4000 метров, до "приюта 11" - очередной акклиматизационный выход.
Поехали на канатке вместе с Лизой до "Мира", по пути до "Кругозора" было стандартной развлечение - фотографирование горных туров.

Вот подходит вагончик до следующей станции

Станция внутри

настраиваем трекинговые палки перед выходом в космос

Идти надо куда-то туда

Почапали!


На этой высоте солнце жарит ультрафиолетом даже сквозь облака и пургу! Поэтому без очков никак. Меня это всегда очень удивляло.
Грубо говоря, если раздеться вот в эту метель - загоришь. Поэтому кондукторы канатки всегда в очках, независимо от погоды. И у них всех загорелые дочерна морды. Я заметил что даже внутри вагончика когда подходишь к окнам - лицом ощущаешь такой как бы жар от солнца - при том что небо полностью закрыто плотной облачностью. Удивительное явление!
Вот мы уже подходим к нашей цели - домик справа. Видимость метров 100. Кажется, что уже почти пришли, но вот тут нужно шлепать полчаса.

А вообще мы поднялись пешком до "Бочек" где-то за час.
Хотя была довольно сильная метель, но в принципе было тепло и комфортно. За одним исключением - перчатки! У нас обоих были обычные "городские" хлопковые перчатки, и это был страшный косяк. Они продуваются на сильном ветру словно их нет, приходилось постоянно греть руки. То есть там даже кожаные были бы лучше. А вообще альпинистские перчатки с виндстопом - маст хэв.
Пришли в гостиницу у "Бочек", попили там в кафе чаю с облепихой и пахлавой.
Заселился (500 руб в сутки). Это с виду практически цивильное двухэтажное здание, но по факту это деревянный сарай без комуникаций, утепления и т.д.
Но все равно было очень уютно посидеть в кафе, содрогающееся под ударами ветра.

Здесь я наконец увидел ратрак живьем. На заднем плане туалет. Фоном слышен телевизор, который целыми днями смотрят работники ночлежки.
Лизу я отправил вниз на снегоходе
Мне показалось это прикольным, но она потом наотрез отказывалась ездить. Говорит чуть не кончилась там от страха. Я потом проехал тем же маршрутом и теперь вполне ее понимаю. Но это я забегаю вперед.
Живут там в кубриках по 6 человек, на деревянных нарах, застеленных тонкиии матрасами и подушками. В кубриках относительно тепло (где-то +10). Спать нужно в спальном мешке, соответсвенно.

Туалет на улице - будка над пропастью. Есть газовая плита. Электричество.
Я сначала заселился в один кубрик, но потом пришла большая компания молодежи (вроде с Урала?) с возрастными гидами и они попросили меня переехать в другой кубрик, к абхазам. Я согласился. Обустроился, купил 5-литровую бакалжаку с водой, чтоб приготовить вечером ужин.
Абхазы были новичками, которых готовил и вел гид из местных, Салахуддин. Очень колоритный товарищ! Бородатый такой ваххабит, с кинжалом. Каждый вечер он читал Коран на арабском. Общий язык я с ними нашел легко, все было нормально. Они мне помогли с зарядкой телефона, дали попользоваться феном для сушки одежды (кстати - фен мастхэвный девайс!) и почти никаких неудобств не доставляли. Наоборот, было интересно наблюдать за их приключениями.
Походу я увидел, что народ активно собирается на выход и тоже решился наконец сходить наверх, хотя бы до 4000 метров.
И правда, погода вроде стала улучшаться - ветер не стих, но видимость улучшилась. Даже стали появляться разрывы в облаках.
И я пошел.
Вот это видео снято когда я отошел метров на 500 от бочек - они еще видны внизу.
Теперь я уже надел пуховые рукавицы "Баск", так что все вопросы с мерзнущими руками ушли. Настроение преотличное!
Меня прямо перло в этот момент. Я иду по Горе! Первый раз! Сам! Крутяк-крутяк-крутяк!
Еще выше я встретил целую процессию весело идущую вниз - это была та большая компания уральцев(?) из нашего приюта.
Они пели песни хором и ужасно чему-то радовались. Я даже подумал что они идут с вершины (по времени совпадало - было около 18 часов).

На видео видно, что некоторых ведут под руки
Это снято не доходя где-то метров 500 до "приюта 11" на схеме ниже, на зеленой полоске. Видно вот эти две характерные гряды скал, между которым лежит тропа к вершине. Мой приют - это Гарабаши 3780.

Я тут призадумался и немного заменьжевал.
Я иду наверх один, там никого уже нет. А вдруг мне тоже поплохеет? Я смогу вернуться?
С такими мыслями поплелся дальше. Хотя чувствовал себя отлично.
Высоту я сверял по навигатору. Где-то на высоте 3950 уже ясно было, что надо срочно возвращаться обратно, пока окончательно не потемнело.
Да и ссыктно было, в принципе.
В итоге с облегчением припустил вниз, немного не выполнив сегодняшний план.
Когда пришел в кубрик - обнаружил что моя бутыль с водой пропала. И конечно никто не в курсе! Никто не брал. Я был взбешен.
Грешу на хозяев. Но все конечно почувствовали себя неудобно, потому что я с подозрительной рожей обошел весь приют с претензиями.
Потом главный уральцев при каждой встрече говорил - "ты не подумай на нас, мы воду с собой привезли!".
Зато я понял что ничего ценного оставлять нельзя там. Если не альпинисты спиздят, то местный персонал.
Воду мне пришлось идти еше раз покупать. На ужин сделал себе спортивный белковый коктейль, а горячее попил в кафе.
Спал я в специально купленной вкладке под спальник. Это такой тонкий как бы спальник из полиэстра. Оказалось очень практичная вещь. Маст хэв! Он работает и как одеяло, и как наволочка для казенной подушки. И в нем не так жарко, как в спальнике. Он при этом очень легкий, тонкий. Можно было то залезть в настоящи спальник, или остаться во вкладке - от температуры.
Спать было очень неудобно - на досках фактически. Спал плохо поэтому. Я понял что в следующий раз возьму с собой надувной матрас, по другому никак. Иначе пипец, я просто не высыпаюсь, ворочаюсь всю ночь. Привык к ортопедическому матрасу дома. Та же проблема кстати в поездах. Пульс был 110-120 перед сном.
Поздно вечером вернулись соседи-абхазы. Увидели, что я сплю и вели себя неожиданно деликатно, старались не шуметь и разговаривали шепотом. Но я все равно услышал, что одного срубила горняшка и до поста МЧС они тоже не дошли. Блин, если несчастные 250 метров по высоте так трудно набрать там, то как же на вершину идти? Где нужно километр сразу сделать?
продолжение следует
Journal information