Gosh100 (gosh100) wrote,
Gosh100
gosh100

Как я чуть не сдох на Эльбрусе

Все-таки сложно там лазить одному без гида, особенно если попадаешь в горы первый раз в жизни.
Позачера вернулся в Москву, вот теперь отхожу.

Впечатлений и приключений было море. Лазил по горам, попал в снежную бурю и пережидал ее в брошеном кафе с другими бедолагами, катался на снегоходе, потусил с альпинистами и с местными. Самое главное - удалось самому добраться до высоты 5000 метров (Косой полки на Эльбрусе) и приспособиться к высокогорным условиям. Удалось подтвердить ряд своих теорий, придумать кучу альпинистских лайфхаков и всяких штучек и опровергнуть кучу рекомендаций от профи. И родить еще кучу новых идей!

Ладно, начну по порядку.

Все началось вот с этого поста несколько лет назад -  меня потрясло как сложно сделать вот такую фотографию с Эверестом, сколько человек тренировался для этого и т.д. Потом я посмотрел фильм "Эверест" и увлекся скандальной историей с Анатолием Букреевым.
В итоге захотелось самому попробовать, каково это - покорять высокогорье.

Я прочитал кучу отчетов и восхождениях на Эльбрус и у меня родился план - сделать это в два этапа.
Сначала съездить на разведку и посмотреть какая экипировка лучше, посмотреть как на меня влияет высота в 5 км, акклиматизироваться к ней, потереться среди бывалых альпинистов. Короче разобраться во всей этой кухне. Кстати, заодно отведать местных национальных блюд, пообщаться с аборигенами, пофоткаться, накупить местных ништяков - системно развлечься, как я это люблю.

Я сразу решил подвергнуть сомнению советы бывалых и проверить их на практике. Оказалось что не зря.

Забегая вперед, сразу обозначу - под "восхождением на Эльбрус" можно понимать абсолютно разные вещи.
Есть крайне халявные способы  и крайне строгие. И миллион вариантов между ними.

У кого много денег и мало времени - может нанять опытного гида и с кислородной маской оказаться там за пару дней всего. Тебя при этом довозят до высоты 4800 (из 5600) на ратраке, а дальше дело техники. Цена вопроса - тысяч 100.
А в принципе можно вообще нанять вертолет и сесть сразу на седловину, откуда до вершины - час ходьбы.  Ну а смысл?
Это я считаю полным фуфлом, а не восхождением.

К сожалению подобных фуфлыжников там - процентов 90. Поднимаются например с "бочек" (3700 м) до скал Пастухова (4800) на снегоходе или ратраке, тем самым проезжая львиную долю восхождения и сводя альпинизм к сущей нелепице.
Часто таким становится плохо на высоте, они заблевывают там всю тропу. А на вершине у них даже селфи сделать сил не остается. Впечатления их крайне однотипны - "ничего не помню.. шел как в бреду... так тяжело и плохо мне не было никогда в жизни.." и т.д.

С другой стороны есть ставропигиальные способы, есть альпинисты, которые в принципе не пользуются никакими механическими средствами подъема, идут строго ножками, живут не в приютах, а в палатках и т.д. Таких я там встретил за все время только 2-х из почти сотни. Но это получается  сложно и долго, ведь на себе нужно тащить большой груз. И терпеть кучу дискомофорта, например не мыться больше недели. Это для тех кто живет альпинизмом!

Есть еще спортсмены-скайраннеры. Такие делают скоростное восхождение на Эльбрус вроде как по-честному, ножками - но они тоже используют читтерство. Для них по пути расставляют пункты питания и обогрева, их страхует куча судей и спасателей. Все это позволяет им шпарить нелегке, чуть-ли не в спортивных костюмах и кедах и это сильно упрощает восхождение.

Я в итоге выбрал для себя нечто среднее - жить в приютах, по канатке забрасывать грузы (воду, шмотки и т.п), при акклиматизационных выходах использовать канатку и снегоходы. Но само восхождение должно быть чистым - с "Приюта 11" (на высоте 4200) ножками.

Вот на эти все расклады еще накладывается сезонность. Есть зимнее восхождение, а есть летнее. Второе в разы проще.
Потому что летом теплее, а на холоде очень много тратится энергии на обогрев окружающей среды и таскание на высоте средств утепления. Энергии, которой и так критически не хватает на подъем собсно тушки.

К слову, Эльбрус (его восточная вершина) был впервые покорен в июле 1829-ого года.
А вот первое зимнее восхождение сделали  Корзун и Гусев в 1934 году - аж через сто лет !

Я поехал на Эльбрус в мае, когда может быть еще зима, а может уже лето. Как повезет.
Не повезло. Там была жесть. Морозы за -20, сильный ветер (40 м/сек!!!), бураны, многометровые снежные наносы, причем все это было  прямо от "бочек", на высоте 3700. А выше было еще хуже.

А с другой стороны может и повезло - меня хрен теперь испугаешь ледяной вершиной при летнем восхождении.

Блин, опять забежал вперед.

Как добирались (день первый)

Лучше всего оказалось самолетом. Быстро, и по деньгам сопоставимо с поездом. Если билет брать сильно заранее, то получается чуть больше 3000. Летели из Внукова Боингом-737 авиакомпанией Ютэйр.
IMG_0251
Перед вылетом поели в аэропортовском  "Му-му" и у меня сразу родился афоризм - "аэропорт это такое специальное место, где еда автоматически становится дорогим дерьмом". Независимо от едальни!

Потому что борщ был отвратителен и все цены завышены, даже в сетевом и мегастабильном кафе "Муму".
тигр

737-ой оказывается взлетает как истребитель, под большим углом вверх

IMG_0261
Время в полете  (менее 2 часов) пролетает незаметно, поскольку я слежу по навигатору где мы летим и сверяюсь с местностью.
Подлетаем к Минводам и я вижу в иллюминатор первую гору в своей жизни:
IMG_0287

Самолетом из Москвы можно долететь только до Минвод. Дальше нужно ехать еще 200 км до Терскола.

Я почему-то был уверен что наверняка что-нибудь ходит регулярно. Оно и ходит, но лишь раз в день, в 14-00 и пока мы тупили в аэропорту и торговались с таксистами - на этот автобус опоздали. А такси до Терскола стоит 3000 руб, как билет на самолет.
Нафиг, лучше их на сувениры потратить.
Я надеялся что там будет еще куча желающих и будет с кем скинуться, но нет. Мы были одни.

К нам с самого начала привязался местный таксист-балкарец, похожий на карликового жирного Чингачгука.
Он бегал за нами всю дорогу и уговаривал ехать сначала за 2800, потом за 2500. Говорил что иначе мы не доберемся. Ну канеешна! В итоге мы решили ехать на автовокзал Минвод.
Чингачгук радостно повел к своему к Хёндэ Солярису (с паршивой овцы хоть шерсти клок). Подошли к багажнику, он его открыл. Пахнуло жуткой вонью, какой-то тухлятиной. Я еще подумал - нафига он припарковал машину над канализацией?

Сажусь внутрь - а в салоне воняет ровно так же и снаружи, даже хуже. Будто там труп неделю лежал.
Я с возмущением выскочил как черт из табакерки и побежал вытаскивать чемодан из багажника под причитания Чингачкуга, что сейчас он включит кондиционер и пахнуть не будет.  Блин, и он рассчитывал, что мы три часа ехали бы в его вонючке?  Да там даже минуту невозможно было находиться! Ахахаха.

Нашли нормальное такси и доехали до автовокзала.



На автовокзале по совету таксиста присмотрели автобус до Нальчика и принялись искать чего бы поесть вкусненького. Тут же рядом стоял шалманчик с пирожками и мороженым. Меня привлекло мороженое.


Захотел открыть тайну его вкуса. Стал присматриваться к пломбиру, а продавщица и говорит - если вы хотите хорошего пломбира, то вот это не берите, там сплошное пальмовое масло


Говорит, берите вот это:



Там еще написано "Настоящий пломбир". Взяли его, раз так. ООООО!
Это оказался такой советский пломбир в лучшем стиле, что я аж чуть не прослезился. Он даже лучше владимирского "зайчика"!
А в Москве таким и не пахнет, даже "Чистая линия" рядом не валялась.
Потом мы этот пломбир килограммами жрали, он есть везде в Терсколе.

Кстати, чем интересен альпинизм -  в высокогорье, в условиях нехватки кислорода, правильней всего питаться пирожками, сладостями, выпечкой, и прочими запрещенными ЗОЖ нишятками. При этом совершенно не толстеешь! Я даже сбросил в итоге пару килограмм. Лиза осталась при своих (но она мало лазила по горам). Это при почти сплошном питании быстрыми углеводами!  При этом отожрались пироженками на год вперед, даже противно теперь.

Я пока ел мороженое на автовокзале, любовался своей первой горой - "Змейка" ее зовут:


Теперь мечтаю и туда забраться. Познать, так сказать, ее.

Возвращаюсь к поездке.
Приехали мы на автобусе в Нальчик. Там процветают рекламные щиты, джигитизм на тонированных ладах и путинизм.



На автовокзале как обычно, таксисты - "Ребята, куда ехать?" "Вы отсюда никак не доберетесь, только на такси", "давайте за 2500 до Терскола". Додододо! Короче, никакого кризиса в России нет! Никакой безработицы! Судя по запросам местных.

В итоге мы сели на маршрутку до Тырнауза (около 200 рублей стоила), это уже совсем близко к Терсколу.
А там уже пересели на такси (400 рублей) и доехали куда надо. Такой вот путь получился.
Потом узнали, что лучше было из Минвод ехать до Баксана, а там садиться на машрутку до Тырнауза.

Ну ничего, мне по первости сама дорога была очень интересна.

Ехать по Басканскому ущелью, которое с самой равнины, с высоты 400 метров поднимается до 2200, петляет между гор и упирается в итоге в подножье Эльбруса - сплошное удовольствие.

Мы на Русской равнине привыкли, что пейзаж за окном может не меняться часами, и даже днями. Одни и те же леса-поля, поля-леса сутками.

А тут! что ни по поворот, то новые виды, один другого круче. И я просто метался от окна к окну, а часовая поездка превратилась в феерический аттракцион.

там то радуга, которую можно потрогать руками, то то вальяжные коровы невозмутимо чешущиеся  на городском перекрестке,


то каменные осыпи, скалы, снежные вершины, то еще что.



Горы бесконечно разнообразны, красивы и интересны. Вопросы в моей голове роились просто разрастающми клубком - "а что за породы? а какой возраст? а есть ли там красивые камушки? а кто там водится? и так далее.

Интересно еще наблюдать как на глазах меняется тип растительности - на равнине идут широколиственные леса, орешник, тополя, клены.
Где-то на высоте 1 километр преобладают осины и березки,


потом с высоты 2-х километров начинаются сплошные сосняки. Местами не отличить от родной Владимирщины.



Хотя это Кабардино-Балкария и за тысячу километров южнее! Тут кстати, есть прикол: есть же еще Карачаево-Черкесия.
Из этих названий кажется что это близкие народы,  кабардинцы и балкарцы. А с другой стороны - карачаевцы с черкесами тоже.
А оказывается - все наоборот!

Балкарцы и карачаевцы это практически одно и тоже, разновидность тюрок, горные татары по сути.

Нас когда туда вез таксист-балкарец, рассказал что вез давеча двух татарочек из Казани.
И те на заднем сиденьи болтали беспрерывно и обсуждали свои бабские похождения на татарском, очень неприлично местами.
А нашему таксисту все понятно, ведь балкарский очень похож. Таксист, говорит, терпел терпел, потом не выдержал и стал ржать. Татарки тогда догадались - так вы что, нас понимаете? Блииин! Хотели сквозь землю провалиться. Для меня же балкарский звучит неотличимо от татарского.

А кабардинцы это то же самое, что черкесы, они же адыги. Их язык абсолютно другой, и воспроизвести его невозможно ;)
Звучит как бдыщпыщхбзды.
Это местные автохтонные горцы, жившие там с незапамятных времен.
Ну типа вайнахов или грузин.  Они, как ни странно живут теперь больше на равнине. В Приэльбрусье их очень мало.  Естественно, те и те друг друга недолюбливают. Балкарцы считают кабардинцев "местными евреями". И все они вместе недолюбливают русских, само собой.
Я с этим лично столкнулся. Ну собсно, взаимно ;).



Интересно что балкарцы сбежали в горы от монгольских войск, во времена их нашествия в 13 веке. Монголы разрушили их города, цивилизацию, но население спряталось в непроходимых ущельях и так там и осталось. А вообще балкарцы произошли от смеси алан (осетин) и половцев с булгарами. А булгары это соответственно, прямые предки казанских татар. Соответсвенно, языки у них похожи.
Балкарцы - это русское название. Сами себя они называют "таулы", что означает буквально - "горцы".

При Сталине их депортировали, как и других горцев.

Кабардинцы же (черкесы) были вырезаны/выгнаны русскими войсками еще в 19-ом веке процентов на 90. Так что историческая вражда никуда и никогда не пропадет. Особенно учитывая, что значительная часть русских по-прежнему почитает красную сволочь, носит цветы на могилу полоумного овцееба, уничтожавшего и морившего голодом их прадедов как бесправный скот.  Горцам поэтому очень трудно уважать такую нацию, которая не уважает сама себя и память своих предков, у них это все по-другому воспринимается. Я в этом с ними солидарен. С другой стороны, мне не нравится их подлизывание властям и Путину, все эти щиты с потретами на каждом шагу.

Местные балкарцы очень часто в разговоре между собой переходят на русский. Как мне объяснили - какие-то понятия и фразы на русском проще сказать. Я заметил, что это как правило фразы, касающиеся человеческих эмоций и взаимотношений.

Тем временем мы приехали в Терскол и поселились в первую попавшуюся гостиницу "Эльбрусия" (1600 руб/сутки), с тем расчетом был уже вечер, а завтра с утра мы бы уже нашли место получше.



Особенно поражал вид из окна



Вот этот вид в принципе полностью характеризует обстановку в Терсколе.
Какие-то развалины, сараи, срач, мусор на каждом шагу, скотный двор с жуткой вонью и фоном - великолепие гор, от которого захватывает дух.

Опять забегу вперед и скажу - селиться в Терсколе было ошибкой! Нужно было сразу подниматься выше, в Азау. Там гораздо приятнее, ухоженнее, больше выбор гостиниц, прокатов, ближе сама Гора, вся инфраструктура и движуха там. Если приехал на Эльбрус - нужно селиться только в Азау.

А пока мы затащили вещи на третий этаж и улеглись спать. Что характерно, одышка была такая, словно пробежал кросс на километр.
Высота уже чувствовалась!

Продолжение следует
Tags: альпинизм
Subscribe

Posts from This Journal “альпинизм” Tag

promo gosh100 march 21, 2015 09:11 133
Buy for 30 tokens
Лабораторная работа по прессокубизму Было - стало. 42 года, рост 182, вес 81 кг. Такая трансформация потребовала в сумме около 4-х месяцев тренировок. И смены стиля жизни во всех отношениях Теоретическая часть Материалы и оборудование Методика тренировок Для вступления снова немного…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments