И не только московских, в принципе это будет применимо в любом старом российском городе.
Понятие стиля я буду использовать в том виде, который почерпнул на лекции в музее архитектуры им. Щусева.
А именно - это совокупность архитектурных свойств, присущих зданиям конкретной эпохи и получивших международное распространение.
С этой точки зрения я ранее рассмотрел такой "короткий" список стилей московской архитектуры (названия и временные рамки условны):
1) барокко (1710-1770)
2) классицизм (1770-1830)
3) эклектика (1830 - 1890)
4) модерн (1890 - 1918)
5) конструктивизм (1925-1935)
Хотя в принципе этот список охватывает большую часть московской стилевой архитектуры, он не касается огромного количества московских зданий начиная со сталинского времени до современности. А также надо разобраться с добарочной эпохой.
Иначе получается что мы придумали определения для того, чтоб отличать здания внутри "короткого" списка, но эти признаки нам не помогут отличить здания от более современных или более старых. В частности, некоторые сталинские здания неплохо мимикрируют под классицизм, а хрущевский модернизм очень похож на конструктивизм 30-х.
Итак, "сталинизм" в московской архитектуре.
Самое главное что нужно знать - это вообще не стиль. У сталинских зданий практически нет никаких общих характерных признаков, нет то есть стиля. Они бывают симметричные и ассиметричные, практически без декора и с классическим декором, а также ренессансным, барочным, модерновым, ардеко и чисто советским. Даже готика и "псевдорусь" встречается. Формы зданий могут быть какими угодно - от шпилевых небоскребов до размазанных по земле "лабиринтов". Полная каша короче.
Такая каша называется по-научному - эклектика. Не путать с названием стиля 19-го века, это разные вещи!
Тому стилю до сталинских извращений очень далеко. Все-таки что-то общее в стиле эклектики прослеживается - в строительных материалах/технологиях (кирпич в основе), в стремлении к историзму, к мелким деталям.
Часто к сталинской архитектуре почему-то применяют название "сталинский ампир", но это полная фигня!
Потому что есть куча сталинских постконструктивизмов, на ампир вообще никак не похожих.
Вообще в тот период 20-40-х в мире доминировал зигзагоступенчатый стиль ар-деко, сменивший плавно-мягкий текучий модерн.
( фото - http://artdeco.org/) например Крайслер-билдинг в Нью-Йорке:
Но у нас-то случилась Революция и все такое.
И такие фундаментальные перемены в обществе не могли не отразиться так же круто на архитектуре - во время НЭПа у нас расцвел революционный стиль конструктивизм, который опередил свое время лет на 20.
Затем т. Сталин вдруг увлекся архитектурой и конструктивизм был предан анафеме - вместо него попер неоренессанс, неоклассика и прочее барокко в соответсвии с пожеланиями усатого гения. Ну и конечно же ар-деко не забывали копировать с Запада. И вот все это причудливо смешивалось и варилось. Иногда начинали строить чистый конструктивизм, но потом следуя линии партии вдруг обвешивали его классическим декором в стиле греческого храма, иногда по ходу строительства меняли архитекторов с полной сменой концепции. В итоге своего стиля так и не выработали (если не брать конструктивизм) и ни одного типичного здания не построили, так чтоб можно было смело сказать: "вот типичная сталинка!"
Хотя за таковые часто берут сталинские семь знаменитых высоток, но их с тем же успехом можно считать и исключениями.
Пожалуй, стоит привести здесь разновидности московских сталинок, чтоб было наглядно понятно о чем я.
Вот Даниловский универмаг (1929-34)
(фото 2ch-b.ru )
Это здание очень, очень похоже на конструктивизм. Изначально оно так и строилось - но потом проект сменился и здание приобрело стиль ар-деко, а именно: такие украшательства как столбы из полированного камня на первом этаже, декоративные карнизы и общую декоративную симметрию с робкой ступенькой по центру. Ихде здесь ампир?
А вот следующая стадия развития этого сталинского "модернизированного" ар-деко: здание СТО (Госдума сейчас)
фото - http://a-tsm.ru/
Здесь уже отчетливо видна ступенчатость, псевдордерные колонны на входе, декор по верху.
В итоге это течение сталинской архитектуры привело к сталинским высоткам.
(фото http://www.yughotel.ru/)
Видно, какой разброс даже внутри одного течения?
А мы еще только начали!
Следующим у нас идет "классицистический" сталинский ар-деко. Это течение похоже на выше приведенное, но отличается более нарочитым, явным применением модернизированных ордеров. Короче, там очень много колонн с антаблементом ("бруском" на колоннах) и много украшений.
Типичный случай - здание РГБ
(фото с Вики)
Или театр Советской армии
(фото http://ldprtv.ceteralabs.com//)
Следующий субстиль - "сталинский неоренессанс"
Жилой дом на Моховой Жолтовского:
фото - http://rasfokus.ru/
Здесь мы видим классические ренессансные фишки - античные колонны и д. элеменеты, симметрия, упорядоченность, выраженное членение фасада, причем и вертикальное и горизонтальное. Еще пример - здание НКВД на Лубянке
(фото http://parnasnn.ru/)
Правда не очень-то обитатели сего здания придерживались высогогуманистических устремлений Возрождения
А теперь, наконец сталинский ампир:
Финасовая академия
(фото http://fmf.pskgu.ru/)
Или мэрия
Здесь мы видим плоские фасады с колоннадами и треугольными фронтонами и всякий пафосно-ампирый декор - знамена, гербы и все такое.
Естественно все вышеперечисленные признаки и стили образуют еще и 100500 сочетаний, так что вычленить какие-то характерные особенности практически нереально.
Однако, в 90% случаев сталинские здания можно таки определить простейшим способом - по наличию советской символики в декоре.
Хотя надо учитывать что советскую символику иногда лепили и на дореволюционные здания и наоборот - есть целый кластер псевдоконструктивистских зданий вообще без декора. Тут уж ничего не поделаешь: нужно просто помнить исключения, например что Кремль
строился таки при Иване Великом, а не при Сталине, несмотря на звезды на его башнях.
Также московские сталинки часто высокие - навскидку 80% из них выше, чем типовая советская многоэтажка или дореволюционный дом. То есть на лифтах не экономили даже в жилых домах.
Вообще при Сталине строили мало, дорого и бохато, используя дорогие материалы: все было для человека, особенно когда он относился к партийной элите. Когда не хватало средств - делали имитации дорогих материалов.
Правда ни одного всемирно признанного шедевра Сталину так и не удалось построить, поскольку все это было глубоко вторичным цитированием, перепевками либо исторической, либо западной архитектуры.
За исключением!
Барабанная дробь..
Московского метро. Вот это абсолютно шедевральное архитектурное сооружение, имеющее мировую славу.
Наземные здания не получились - зато получились антиздания, если считать подземные залы зданиями наоборот. Ну хоть так. ;)
Значит ли все вышесказанное, что сталинская архитектура неинтересна?
Ровно наоборот, там такие шарады и приколы, что можно часами обследовать какое-нить здание и находить все новые и новые смыслы там и символы. Или загадки.
Взять тот же главный корпус МГУ. Издалека силуэт его привычен и является обычной перепевкой американских небоскребов 30-х.
Если же подойти поближе, то открывается куча разных забавных деталей
Вот это что такое??? Вроде как это триумфальная ростральная колонна, символ военно-морских побед. Уже странно - чего она тут делает?
Но мало того, в качестве ростров - носов поверженных кораблей - зачем-то влепили советскую символику.
То есть это фактически символ победы над СССР что-ли? Ну прям накаркали.
Или вот на входном портике
Это что студентка там держит в руке?
Это же какой-то древнеримский леионерский знак что-ли? Ахахахахаха.
А еще поражают там скрытые дорогущие штуки - вот просто взяли и зафигачили такой феерический переход между корпусами
тут тебе и ренессанс и барокко, и древнерусское узорочье, а в центре рабочий с крестьянкой с их вечной борьбой за мир! Красота!
Journal information