И не только московских, в принципе это будет применимо в любом старом российском городе.
Понятие стиля я буду использовать в том виде, который почерпнул на лекции в музее архитектуры им Щусева.
А именно - это совокупность архитектурных свойств, присущих зданиям конкретной эпохи и получивших международное распространение.
Из этого определения вытекает, что локальные московские стили (типа сталинского ампира или нарышкинского "барокко") мы здесь не рассматриваем пока.
Список стилей я ограничу таким упрощенным перечнем - в порядке их хронологии:
1) барокко (1710-1770)
2) классицизм (1770-1830)
3) эклектика (1830 - 1890)
4) модерн (1890 - 1918)
5) конструктивизм (1925-1935)
Здесь надо понимать что никогда искусство не укладывается в жесткие схемы, так что приводимые даты, названия и методы довольно условны. Далее классификацию уже можно бесконечно уточнять и расширять.
Но для начала такая схема годится для подавляющего числа московских стилевых зданий, как легко усваиваемый, запоминающийся костяк. Повторю, что все здания начиная со "сталинизмов" в этот определитель не включены.
Зачем вообще это нужно, в архитектуре разбираться, стили всякие определять?
А это способ повысить качество жизни, который заключается в системном изучении мироустройства и последующих развлечениях, вытекающих из новых знаний. Стоит только начать - потом не остановишься. Попробуйте. И оно ведь все на виду и применимо всегда - просто передвигаешься по городу и постоянно играешь. Стоишь в пробке и развлекаешься. Ходишь по улицам - и тоже развлекаешься.
Можно друзей в компании поражать и развлекать точно угадывая возраст здания, можно себя удивлять всякими находками. Есть и другие бонусы в виде например лушчего ориентирования в городе или появления в картине знаний опорных точек для усвоения истории.
Итак, поехали. Вот видим мы здание и задаем себе вопросы
1) Есть ли в здании элементы древнегреческого храма (треугольник или балка, опирающиеся на характерные колонны) ?
По-научному это называется - ордерная архитектура.
Если есть, сразу вычеркиваем модерн и конструктивизм. То есть это барокко или классицизм.
Идем к пункту №2.
Нет ордеров?
Тогда смотрим, есть ли на здании хоть какие-то украшения. Если нет ни одного украшения вообще, это конструктивизм.
Принципиальный необходимый признак конструктивизма - полное отсутствие декора, функция которого выполняет конструкция здания, разнокалиберные окна и пересечения/сочетания простейших форм (обычно "брусков" и цилиндров). Цвета у конструктивистских зданий чаще всего серые, белые, кирпичные - по цвету стройматериала. Очень характерная фишка конструктивизма - ограда на крыше. Как правило здания заметно ассиметричные.
Если украшения есть (и много!) - то это модерн.
Настоящий, чистый модерн, как новое искусство, провозглашает полный отказ от исторических элементов и обращается к природным мотивам. Т.е. он принципиально отрицает классическую ордерную архитектуру, поэтому там не может быть древнегреческих/римских элементов и прочих историзмов.
Для московского модерна характерно применение мозаичных панно, фигурных решеток и различной лепнины.
Окна и особенно оконные переплеты часто имеют сложные, фигурные формы.
2) Теперь надо разобраться где барокко, классицизм или эклектика
Если здание имеет асимметрию или ломаные фасады с карнизами, то это точно не классицизм.
Здание в стиле классицизма всегда чем-то похоже на греческий храм, составлено из строгих плоскостей и обязательно строго симметрично.
Хотя строго говоря, в Москве подавляющее большинство классицистических зданий представлено его разновидностью - ампиром.
Для ампира характерна желтая покраска и торжественно-пафосная лепнина.
Как узнать барокко?
Необходимый признак барокко - сильно выдающиеся и "изломанные" (раскрепованные) карнизы, повторяющие так же изломанные плоскости фасада. Практически все здания в стиле барокко их имеют.
Еще очень характерны сдвоенные колонны
Цвета у барочных зданий обычно зеленые или красные
3) Остался еще один хитрый тип зданий, который часто маскируется под другие стили и к нему сложно применить правила для определения.
Там могут быть ордера как в классицизме или барокко, а могут быть растительные орнаменты или даже древнерусские украшения.
Готика, арабика - все что угодно.
А на самом деле это эклектика
Иногда, чтобы отличить эклектику, нужно знать характерные элементы разных стилей и эпох.
Бывает что это почти точно классицизм, но что-то, какие-то детали выдают анахронизм.
В любом случае, даже если в здании применен очень точно какой-то стиль, но он не соответствует данной эпохе - это тоже эклектика, точнее ее разновидность - историзм.
Для Москвы очень характерны два вида эклектики: во-первых, псевдорусский стиль.
В принципе же понятно что это ну никак не древнерусский терем? ;)
И псевдоготика - а это явно не готический собор, хоть и похож. Вот так и понимаешь что перед тобой эклектика.
Хотя по большому счету в Москве есть эклектика всех видов и направлений.
Собссно, большинство стилевых зданий в Москве - это эклектика.
Если не дореволюционная, то сталинская.
Вопросы, замечания?
Journal information