Началось все с того, что я увидел в подземном коллекторе плиты "мрамора" (тарусского камня) и задался вопросом, откуда и почему он там взялся. Довольно странно такой декоративный (и дорогой!) камень использовать для канализации, не так-ли?
С другой стороны известна та история, что Неглинка при Екатерине была пущена по искусственному длинному каналу, облицованному этим камнем, с декоративными решетками, так что образовалось "приятное гульбище". Так вот я подумал - не с той ли облицовки Неглинного канала использовали камень в канализации?. Стал копать по разным историческим источникам, и случайно наткнулся на еще более интересный момент.
Вычитал у Сытина (История планировки и застройки Москвы, т.3) что при глобальной реконструкции центра Москвы 1817-1820 годов, по итогу которой Неглинку вообще пустили по подземной трубе, высвободившиеся решетки с этого канала, их тумбы и облицовочный камень архитектор Бове использовал для оформления подпорной стенки собора Василия Блаженного, на Москворецкой набережной и при ограждении с севера Александровского сада.
Ок, смотрим старые фотки Москвы
Вот ограда (в левом нижнем углу) Блаженного

Вот ограда Москворецкой набережной

А вот Александровского сада

И правда, все сходится! Во всех случаях используется одинаковая решекта и тумбы между ней.
Именно ей был огражден канал Неглинки при Екатерине в 1770-х годах!
А интересно, дожила ли эта екатерининская ограда Неглинки до наших дней?
Кинулся с фотиком в центр!
Москворецкая набережная - облом. Все заменили на бетонный парапет
Где-то в 50-х годах, видимо

Тааак. А что у нас с Блаженным?

Бинго! Но вдруг это новодел, имитация?
Смотрим ближе

Так и есть, часть решеток очевидный новодел. Ну никак не 18-ый век.
Стоп! А вот это явно ручная ковка!

Походу это что же, мы нашли настоящие екатерининские решетки?
С того самого канала Неглинки?
Вот еще их детали:


Насколько я понимаю, уже в 19-ом веке клепка была бы круглой. А тут прямоугольные отверстия, очевидно пробиваемые в раскаленных перилах.
И самое главное! Каменные тумбы и облицовка под ними на три ряда тоже очень похожи на тот камень, что мы нашли в тоннеле.

Размер плит, их фактура очень характерны. Вот что было под землей

Вот бы сравнить их как-то химически! Будет целое открытие!
Тумбы явно очень старые

После этого уже вприпрыжку помчались в Александровский сад
Издалека видим уже знакомые перила и с замиранием сердца осматриваем

Увы! Новодел.

тумбы тоже очевидно "новенькие" почти все, даже камень там другого типа.

Ладно, и так хорошо вышло!
Еще немного гуглим и находим прямо по теме отрывок:
Архитектурно-историческая среда (Б. Е. Сотников)
Ритмическое направление. Ограждением, рисунок которого наиболее часто встречается в центре Москвы, по праву можно считать ограду р. Неглинной (XVIII век). При реконструкции центра города после пожара 1812 г. река была забрана в трубу (1817–1819 гг.), а ее чугунные решетки и каменные столбы использовались в 1817 г. архитектором О. И. Бове в качестве ограждения подпорной стенки Покровского собора (храм Василия Блаженного на Красной площади) и архитектором Ф. М. Шестаковым в 1820–1823 гг. для низкой ограды Александровского сада, идущей по линии Манежной улицы. В 70-е годы XX века при строительстве гостиницы «Россия» и восстановлении архитектурных памятников вокруг нее на южной стороне улицы Разина было установлено ограждение того же рисунка. На основании косвенных указаний, имеющихся в архивных документах, высказываются предположения, что автором ее мог быть В. И. Баженов. Невысокая, простого рисунка решетка (ее высота 750 мм) по композиции представляет собой многократно повторяющийся ромб, разделенный по оси вертикальной стойкой. Верхний и нижний концы ромба завершаются изогнутой полосой, имеющей форму половины окружности. Строгий и простой ритмический строй ограды не утомляет зрение благодаря смене геометрических фигур, которые образуют пустоты между стержнями. Ограда состоит из низких каменных столбов и протяженных чугунных звеньев с поддерживающими подкосами.
Нынешняя решетка Александровского сада выполнена в 1934 г. из стержней прямоугольного и квадратного сечений 40×20 и 20×20 мм, а элементы соединены между собой клепкой и шипами.
Точно, на александровской ограде явно круглая клепка. И выходит, автором неглинской ограды мог быть сам Баженов! Тот кто дворец в Царицыно проектировал!
Journal information