Gosh100 (gosh100) wrote,
Gosh100
gosh100

Убойный учебник по "Деталям Машин" (1907 год) - часть 2

Преамбула:

купил я в букинистическом старинный учебник по "Деталям машин", написанный профессорами Высшего Технического Императорского училища, сегодня известном как Бауманка.

Купил совершено случайно, просто увидел на полке, полистал и меня позабавила первая же попавшаяся статья про шлифовальные круги.
И вообще он оказался наполнен пассажами, забавными и интересными с точки зрения истории техники и России вообще.

Про соединения заклепками:

 

Казалось бы , что там интересного? Дырку в листах просверлил, заклепку вставил, расплющил ее и готово.

 

А сто лет назад были варианты:  отверстия не сверлили, а пробивали пробойником. Но возникала проблема при постройке котлов и баков – пробивать можно только на плоских листах, до того как они будут свернуты в цилиндр. И «как тщательно не производили разметку дыр в листах, никогда все отверсия после того, как соединяемые листы будут сложены , не совпадали точно, так чтобы образовать один общий цилиндр; всегда получался снос и приходилось отверстия расширять разверткою и ставить более толстую заклепку. Если же рабочие ленились делать это, то заклепка в таком отверстии утонялась, теряла прочность и , как доказано фактами, часто служила единственной причиной взрыва, повидимому, превосходного котла. На черт. 17 показаны такие заклепки из взорванных котлов»

 

 

 

И на следующей странице: если отверстия приходятся одно относительно другого не вполне аккуратно, их проходят разверткою и употребляют для таких отверстий заклепки с несколько большим диаметром. Большинство заводов допускают в этом случае возможность крайне недобросовестного отношения к делу со стороны рабочих, позволяя расколачивать дыры оправкою вместо развертывания их разверткою, позволяя ставить более тонкие заклепки в такие отверстия, которые не совпадают одно с другим и остались неисправленными и даже ставя иногда свинцовые (?) заклепки!!! Такому отношению к делу не могут служить оправданием даже и сбитые цены, на которые обыкновенно указывают заводчики. К сожалению, факт существования подобных явлений в этом деле никем чистосердечно не может быть отрицаем, даже и в производстве таких серьезных сооружений, как железнодорожные мосты, котлы высоких давлений и пр.

 

Да-а, наше распиздяйство не искоренимо. Прошло 100 лет, а ничего не изменилось. Все эти заколачивания винтов молотками, покраска кузова машин без грунтовки и т.д.. Подозреваю, что на любом российском производстве таких примеров миллион можно найти. И аргументы те же остались – «зато у нас дешево».

 

Но на этом злоключения клепателей не кончались:  «Удаление заклепки, поставленной на место машинным путем, может быть сделано  только высверливанием стержня ея из листов после того, как наружная головка будет срублена. Отсюда понятно, что жечь (перегревать – прим.) котлы, клепанные машиной безнаказанно нельзя, тогда перемена сожженных листов будет хлопотливее, продолжительнее и дороже. Благодаря этому обстоятельству, машинная клепка в котельном деле у нас в России и теперь еще прививается довольно туго, хотя она и дает более прочное соединение листов.»

 

То есть даже если завод напряжется таки и сделает котел хорошо – то будет еще хуже, учитывая особенности русских кочегаров. Под них постоянно приходилось подгонять технологии:

 Другое ценное свойство волнистых труб выяснила практика обращения с котлами. Наблюдалось много случаев, где в котле с волнистой жаровой трубой вследствие недостатка воды труба накаливалась докрасна – и гнулась. При простой трубе – это неизбежный страшный взрыв, если ее прорвет, что очень быстро и происходит. Волнистая же труба прогибаясь растягивается как мех или гармоника и потому гораздо дольше не прорывается; известны случаи, когда такая  гармоника провисала до того, что ложилась на топливо, на решетку и в это время кочегар успевал еще погасить огни – взрыва же не происходило.

 

А вы как думали? Кидай себе уголь и кидай? Нееет, все было гораздо круче. Кочегары/машинисты раньше не уступали по героизму теперешним космонавтам. Романтика сплошная.

Да и об красоте тогда не забывали:

Расковка головок (болта – прим.) делается не особо тяжелыми ручниками, чтобы не повредить резьбы. Часто для придания головкам большей красоты проходят по ним еще гладилками, нанося по ним удары кувалдами, но эта операция всегда будет вредна для крепости резьбы.

 Эстеты, блин. Так что кочегар мог еще и полюбоваться красивыми головками болтов.

 

Если кто-то подумал, что не было  ничего страшнее  котла, то зря.: «Вопрос же о прочности маховиков весьма важен и составляет злобу дня, т.к. в настоящее время благодаря большим скоростям, с какими ходят маховики, разрывы или «взрывы» их случаются чуть ли не ежедневно, а последствия такого взрыва иногда бывают похуже, чем даже после взрыва котла.»

 

Вот такие раньше были паровые машины – не котел взорвется, так маховик.

Tags: история, учеба, юмор
Subscribe
promo gosh100 март 21, 2015 09:11 134
Buy for 30 tokens
Лабораторная работа по прессокубизму Было - стало. 42 года, рост 182, вес 81 кг. Такая трансформация потребовала в сумме около 4-х месяцев тренировок. И смены стиля жизни во всех отношениях Теоретическая часть Материалы и оборудование Методика тренировок Для вступления снова немного…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment